В профессиональной группе Тревел Президиум обсуждают историю с компанией РоссТур. Очередной конфликт показывает, что на туристическом рынке механизм консолидации и практика взаимопомощи полностью отсутствует. Вопрос решил поднять генеральный директор «Пантеона» Анатолий Гаркушин.
Эксперт считает, что туроператоры должны в этой ситуации пострадавших туристических агентов поддержать. Можно на определенный период своим партнерам дать особые условия бронирования. Так туристическая розница убедится в лояльности своих партнеров. К сожалению, инициатива Анатолия Гаркушина пока единомышленников не нашла. Зато есть критики. Светлана Обоянская не понимает, почему нужно вытаскивать из ямы тех, кто отказывался работать «вбелую» и решил повестись на большие проценты. Отсутствие прямых договоров с туроператором уже должно было насторожить. Обоянская считает, что такие туристические агентства ничем не лучше всех остальных и решать свои проблемы должны сами.
Согласна с таким мнением и Юлия Раджабова. По ее словам, стремление получить лишний доход нередко заканчивается так, как закончилось для пострадавших туристических агентов. Единственный, кто считает целесообразным помочь агентствам — Владимир Конев. Эксперт считает, что перешедшие на прямое сотрудничество с туроператорами агенты, заслуживают поблажки. Только сделать это надо в виде исключения, иначе подобные ситуации будут повторяться раз за разом. Журналисты в связи с этим дополнительно решили опросить топ-менеджеров туроператоров. Большинство из них считают, что в ситуации с РоссТуром нужно занять жесткую позицию.
Туроператоры против
Анна Подгорная, генеральный директор Пегаса считает, что агентам уже давно нужно было понять — работать нужно честно. Деятельность в рамках закона всегда поддерживается. Не склонны сочувствовать пострадавшей рознице и представители Библио Глобуса. Эксперты уверены, розница сама виновата в своих проблемах. Уже не раз говорилось о том, что непрямое сотрудничество с туроператорами до добра не доведёт. Как другие участники рынка отнесутся к лояльности в такой ситуации?
Александр Буртин, коммерческий директор туроператора Tez Tour считает, что можно допустить только точечное содействие со стороны поставщиков туристического продукта отдельным партнерам. Подать руку помощи можно тому, у кого пострадало очень много клиентов. Однако предварительно нужно тщательно изучить все обстоятельства. Если и помогать, то не безвозмездно. В течение определённого времени нужно вернуть все бонусы. Александр Цандекиди, руководитель туроператора Музенидис Трэвел считает, что помочь в этой ситуации нужно, однако есть много «но». Ситуация до конца не прояснилась до этого времени.
Понять такую позицию большинства туроператоров можно. Однако наблюдатели напомнили и о другой стороне медали. Туроператоры в более благополучные времена были согласны работать по такой схеме. Консолидаторы платежей никого не смущали. По традиции, такие структуры могли рассчитывать на выгодные условия вознаграждения. По сути, они просто объединяли мелкие компании. Поставщики туристического продукта всегда такую работу ценили и поддерживали.