Планируете летний отдых в Дагестане? Приготовьтесь к существенным тратам на перелет. Стоимость авиабилетов по маршруту Москва – Махачкала – Москва в пик сезона-2025 демонстрирует новый виток роста, вызывая недоумение у туристов и уже ставший привычным поводом для дискуссий.
Если в прошлом году июньский перелет с багажом обходился в среднем 23 тысячи рублей, июльский – в 24 тысячи, а августовский – в 25 тысяч, то в текущем сезоне ценники поднялись еще выше. Теперь за билеты в июне просят около 24 тыс. руб., в июле скачок доходит до 30 тыс. руб., а в августе – 28-29 тыс. руб. Лишь к сентябрю появляется относительное «затишье» с тарифами в районе 20-21 тыс. руб. – и это с учетом багажа.
Почему так дорого?
Ключевых причин несколько:
1. Ажиотажный спрос: Дагестан уверенно наращивает турпоток. Республика приняла около 1,8 млн гостей в 2024 году (официальные данные). Огромное число желающих попасть на Каспийское побережье в условиях рыночной экономики неизбежно толкает цены вверх.
2. Короткое «горячее» окно: Основной наплыв туристов приходится именно на лето, создавая сверхнагрузку на авиасообщение в течение всего 3-4 месяцев. Авиакомпании активно используют динамическое ценообразование, реагируя на пики спроса. Как отмечает Дмитрий Горин, председатель совета директоров холдинга «Випсервис», в высокий сезон надбавка может достигать 10-25%.
3. Хронический дефицит воздушных судов: Главный сдерживающий фактор для увеличения числа рейсов и стабилизации цен – катастрофическая нехватка самолетов у российских авиакомпаний. Обновление парка остается сложнейшей задачей. Потери флота в 2024 году составили 58 бортов, и на 2025-й прогнозируется аналогичный масштаб проблем. Просто физически нечем летать чаще, чтобы удовлетворить спрос и снизить стоимость перевозки.
Попытки решения и их ограничения
В 2022 году для сдерживания цен пробовали запускать чартерные программы в Махачкалу, частично поддержанные Ростуризмом. Однако эти инициативы оказались недолговечными. Одной из ключевых преград стала неготовность инфраструктуры региона – недостаток качественных отелей, способных одномоментно разместить большие потоки туристов, прибывающих чартерами.