Как известно, представители туристических агентств предлагают страховать каждый тур, для того чтобы обеспечить туристам защищенность. В связи с этим комментарии журналистам дала Юлия Алфеева исполнительный директор ERV. По ее словам, эта инициатива не имеет права на жизнь. Страхование в туризме — больная тема, к которой следует подходить с учетом множества факторов.
Пример эксперт решила навести на сложившейся ситуации с Натали Турс. Туроператор сейчас разбирается с 30-35 тыс. пострадавших клиентов. Рассчитывать на страховые выплаты они могут только в том случае, если туроператор официально объявит о прекращении деятельности. Если умножить среднестатистические выплаты по страховой по гарантиям туроператоров на вышеуказанное количество клиентов, получится 1,5 млрд. руб. При учете бралась среднестатистическая выплата 50 000 руб. Эта сумма огромная даже с учетом того, что поставщик туристического продукта Натали Турс ранее входил в топ-5 туроператоров. Страховые компании просто не располагают достаточными емкостями и возможностями, чтобы взять на себя такие риски.
В 2012 году в действующем законодательстве появились поправки, в связи с которыми поставщики туристического продукта должны страховаться на 12% от всего оборота. Изменения вступили в силу 4 июля. Однако в Ростуризм не поступило ни одного договора страхования от туроператоров. Компании просто не смогли застраховаться. Чтобы справиться с ситуацией, поставщики туристического продукта нашли в законе формулировку, которая с юридической точки зрения трактуется двояко. Компании начали получать гарантии не от всего оборота, а от собственной маржи.
Все те эксперты, которые предлагают страховать каждый тур, забывают о многих нюансах. Страховщик при таком подходе к проблеме не может оценить реальные риски. Он не располагает инструментом, который позволяет достоверно просчитать стоимость и количество проданных туров. Единственным источником в этой ситуации является сам туроператор. Однако гарантировать, что поданные им заявления будут содержать правдивую информацию не может никто. В один момент за возмещением могут обратиться тысячи пострадавших.
Кроме этого эксперты туристической отрасли рассматривают идею создания аналога агентства страхования вкладов. Агентство представляет собой финансовый институт, который датируется и управляется государством. Однажды уже был период, когда сумма компенсации по вкладам в разорившихся банках превышала емкость фонда агентства страхования вкладов в 44 раза. Тогда для решения ситуации выделили бюджетные средства. Сейчас невозможно прогнозировать, готово ли государство снова поддержать туристический бизнес. К тому же нужно понимать, смогут ли туроператоры отчитываться по каждому туру.
Представитель страховой считает, что решать проблемы туристического бизнеса за счет страховщика неправильно. К тому же следует ограничить размер компенсации туристам в рамках фингарантии. К примеру, в той же Чехии поставщики туристического продукта обязаны получить и банковскую гарантию, и заключить договор страхования. Возможно, аналогичная система может быть применена и в России.