Во время разработки последней версии авиалайнера Boeing 737 стало известно, что конструкция склонна к потере управления. Потому компания добавила автоматизированную функцию безопасности, которая теперь находится в центре внимания из-за расследования трагедии, случившейся в минувшем месяце с самолетом авиакомпании Lion Air. Если предварительные выводы подтвердятся, крушение Lion Air 737 Max 8 станет одним из нескольких случаев, когда система управления, которая должна была сделать полет более безопасным, привела к его крушению.
На протяжении десятилетий авиастроители добавляли автоматизированные системы, помогающие пилотам устанавливать тягу двигателя, перемещаться с более высокой точностью. В результате многолетней работы авиакатастрофы удалось сделать более редкими. Однако, согласно правительственным исследованиям и отчетам об авиакатастрофах, инциденты, связанные с неправильной работой автоматизированной системы, становятся растущей долей в том количестве трагедий, которые время от времени происходят. «Нет никаких сомнений в том, что автоматизация процессов оказалась благом для безопасности в коммерческой авиации», — уточняет Стив Уоллес, главный исследователь по авиационным происшествиям Федеральной авиационной администрации США. Но эксперт также не отрицает, случилось много аварий, где автоматизация была названа в качестве фатального фактора.
Например, пилоты рейса 447 Air France совершили необъяснимый резкий маневр и потеряли контроль над своим Airbus SE A330 над Атлантическим океаном в 2009 году. Известно, что во время этого полета автоматизированная защита самолета отключилась. Все 228 человек, находящиеся на борту, погибли. По данным Национального комитета безопасности Индонезии, пилоты рейса 610 Lion Air пытались справиться с многочисленными сбоями в работе системы на протяжении нескольких минут после вылета из Джакарты. По словам следователей, пилоты попросили вернуться в аэропорт вылета, но так и не смогли это сделать. Данные восстановленного бортового самописца показывают, что сработала новая функция безопасности Max, известная как система увеличения маневренных характеристик.
Пилоты пытались неоднократно отключить систему и вручную управлять воздушным судом, но система продолжала работать. Ложные показания датчиков, свидетельствующие о проблемах, и стали причиной авиакатастрофы, которая унесла жизни всех находящихся на борту пассажиров. Как ранее сообщали представители компании Boeing, принимаются все меры, чтобы разобраться в аспектах этой аварии. Авиакатастрофы практически никогда не происходят из-за одной ошибки.
По предварительной информации, роковой полет авиакомпании Lion Air также прервался по нескольким причинам. Исследования NASA говорят о том, что пилоты Lion не прибегали к экстренной процедуре, которая могла деактивировать систему и позволила бы им нормально лететь. Другой пилотный экипаж в ночь перед аварией эффективно отключил MCAS во время идентичной чрезвычайной ситуации и удачно приземлился. Эксперты считают, что некоторые пилоты не готовы к чрезвычайным ситуациям из-за автоматизированных современных кабин в новых самолетах. Управление воздушным судном стало настолько безопасно, что пилоты чересчур расслабляются. Экипажи могут быть не готовы к сбоям в работе датчиков.