На минувшей неделе состоялась встреча рабочей группы в «Опоре России», в рамках которой обсуждали вероятные способы снижения рисков клиентов туристических фирм. Необходимость решения этого вопроса возникла после того, как несколько поставщиков туристического продукта оказались в кризисной ситуации.
Одна из ключевых проблем заключалась в том, что деньги, которые туристы платят за отдых, до адресата не доходят. Под адресатом имеется в виду авиакомпания, отельер, организаторы трансферов и экскурсий. Если турист, который приобрел пакет в туристическом агентстве, сможет в течение нескольких дней получить легитимное подтверждение оплаты, уверенность возрастет. К тому же более спокойными станут и туристические агенты, которые, как правило, узнают о проблемах туроператора ненамного ранее клиентов. Согласно действующему законодательству полный пакет следует передать туристу не позже, чем за 24 часа до вылета.
Множество факторов
Решить нужно и вопрос реализации этой на первый взгляд простой идеи. Если для примера взять историю с туроператором Натали Турс, то единственное, что не дало сбой — это билеты на регулярные рейсы. Их выписали по факту оплаты. Как объяснил Дмитрий Горин, советник главы Ростуризма по транспорту, чиновникам нужно добиться того, чтобы полностью все составляющие туристического пакета туристам предоставлялись аналогичным образом. Проблема может возникнуть с чартерной перевозкой. Авиакомпании открывают допуски перед стартом сезона, но окончательное решение в любом случае за Росавиацией, а регулятор дает документ только 15 числа предшествующего вылету месяца.
В связи с этим Дмитрий Горин считает, что предоставлять полный пакет документов во время формирования туристического продукта на базе регулярной перевозки следует в течение 7 рабочих дней. Этого срока достаточно, чтобы компания смогла рассчитаться со всеми поставщиками. Георгий Мохов, учредитель юридического агентства Персона Грата добавил, этот вопрос не удастся реализовать, пока выдачу документов не интегрируют с системами расчетов туроператоров с поставщиками. До этого времени нельзя гарантировать 100% выполнения обязательств. Если платеж не подтвержден, то ваучер в отель и билет на чартерный рейс принесет не больше пользы, нежели обыкновенная бумажка.
В теории этот вопрос мог бы решиться за счет внедрения системы электронная путевка. Однако, по словам экспертов, туристический рынок не готов к этому. Георгий Мохов считает, если внедрение онлайн-касс так растянулась, то с электронной путевкой дела будут идти еще медленнее.