В наше время защитой окружающей среды занимаются множественные организации. Появился даже специальный термин — flygskam. Эта тенденция имеет отношение к борьбе с изменением климата. Движение пропагандирует отказ от перелетов. Только так можно снизить существенное влияние на окружающую среду. Flygskam — шведское слово. Оно буквально переводится как «позор полета».
Это название противовоздушного движения, которое возникло в Швеции в прошлом году и побуждает людей прекратить совершать полеты с целью снижения выбросов углерода. Изначально эту идею поддержал олимпийский спортсмен Бьорн Ферри. Развиваться тенденция начала после привлечения внимания публичных людей. Оперная певица Малена Эрнман заявила, что она прекратит летать и привлекает к этому своих коллег. Можно найти альтернативные способы передвижения, которые не оставляют после себя столь печальные последствия.
Последнее время появились множественные поощрения путешествия поездом. В социальных сетях публикуются фотографии с хэштегом #tagskryt. Это означает, что поезд человек выбрал целенаправленно. Точные цифры трудно оценить, но на странице Facebook Tagsemester, созданной предпринимателем и экологом Сюзанной Элфорс, насчитывается около 80 000 активных пользователей. Туристы обращают внимание на то, что делают их кумиры. Если звездные люди могут отказаться от перелетов, значит, это в силах сделать и другие. В Швеции распространяется мнение, что летать на самолете стыдно.
В этом государстве тенденция оказывает серьезное влияние на авиационную отрасль. За последние пару лет в железнодорожных перевозках произошел всплеск, поскольку движение набирает обороты. Внутренние рейсы существенно сократились. Промышленность тоже обратила на это внимание. На своем недавнем ежегодном собрании в Сеуле Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обратила внимание на новые веяния. Это настроение, скорее всего, будет расти и распространяться по всему миру. Коммерческие рейсы в настоящее время производят около 2,5% мировых выбросов углекислого газа. По мере развития авиационной отрасли эта цифра может увеличится. Авиакомпании пытаются сократить влияние на окружающую среду, но пока это получается плохо.
Далеко не всегда есть нормальная альтернатива полетам. Легко можно критиковать, но гораздо сложнее сделать что то полезное. Если даже можно заменить полет на поезд, то большая разница во времени и не у всех людей есть возможность лишнее время, не все же являются богатыми людьми и имеют большую самостоятельность.
Таких радикально настроенных в Скандинавии, чтобы совсем отказаться от всяких перелетов, все же не так много. Но вот внутренние рейсы, до 2 часов полета — это да, все больше народу сознательно используют автобусы-поезда вместо самолета. В феврале мои норвежские коллеги ездили на конференцию из Осло в Трондхейм, на самолете — меньше часа, а на поезде — почти 7 часов. Они выбрали поезд из экологических соображений и остались очень довольны отсутствием суеты, удобными сиденьями, хорошим Wi-Fi, смогли с комфортом почитать, посмотреть фильмы, даже поработать. И все сокрушались, что раньше не выбирали поезд вместо самолета. И движение это будет набирать обороты, особенно если жд, автобусы, паромы будут больше думать о комфорте пассажиров.
Я бы предположил, что кампания против перелётов инициирована владельцами конкурирующих транспортных средств – железнодорожных, автомобильных, водных. Очевидно, что развёрнутая в подобных масштабах агитация требует солидного спонсирования. Сразу вопросы – откуда деньги, и кому это выгодно? В качестве аргумента приводится процесс выброса углекислого газа. Но ведь это далеко не единственный фактор воздействия на окружающую среду. Например, строительство железных дорог тотально уничтожает флору и фауну на своём пути. А вот углекислый газ является природной составляющей биосферы, и рост его концентрации способствует увеличению биомассы.
Вот пусть эти самые flygskam и не летают. Живут в маленькой стране просто, и не понимают, что такое РАССТОЯНИЕ. Ну хочется им в поезде/машине по неделе проводить, кто против. Я наоборот ЗА, пусть ездят, может тогда самолеты будут дешевле))
Не перестаю повторять, что подобное движение крайняя глупость. Вы вот может и откажетесь от полетов, будете на брычке с конем ездить, а богатые люди к вашему движению точно не присоединятся- привет крепостничество:)