Идея защититься от вражеского вторжения неприступной преградой возникла в древности и воплощением стала Великая Китайская стена. Жестко централизованное государство с избытком населения и волевым руководством затеяло небывалую стройку за 300 лет до нашей эры. Полтора тысячелетия упорного осуществления убогого замысла оставили на века диковинное строение, причисляемое к чудесам света. Многолетний лидер коммунистического Китая Мао Цзэдун не признавал китайцами соотечественников, не видевших национального символа.
Великая Китайская стена как пограничное укрепление не имеет аналогов в мировой практике строительства. Разноречивы данные о протяженности, от 4 до 8 с лишним тысяч километров насчитывают разные источники. Отдельные участки уникального укрепления реконструированы для доступности посещения туристами, в том числе ближайший к Пекину. Под наименованием Великая Китайская стена Бадалин восстановленная секция, часть огромного целого, вошла в список наследия человечества ЮНЕСКО и в число новых чудес света.
Насколько привлекательна Великая Китайская стена как национальный символ, оценил еще инициатор реконструкции, почитаемый великим Мао Цзэдун. Он обеспечил строительство автодороги к участку Бадалин, наследники Великого Кормчего к пекинской Олимпиаде провели электрифицированную ж/д ветку. Олимпийская велогонка 2008 года финишировала в Бадалине, сделав объекту всемирную рекламу, которой в принципе МОК якобы не занимается.
Великая Китайская стена на участке Бадалин
Остальные инфраструктурные хлопоты легли на плечи коммерсантов, которые их восторженно подставили под перспективное направление бизнеса. Сейчас Великая Китайская стена – выгодное коммерческое предприятие, на ниве которого процветают различные компании. Здесь активно занимаются и примитивной реализацией всего, привлекающего туристов, и более сложными и технологичными вещами.
Туристы платят за товары и доставку наверх, торговцы перечисляют арендную плату владельцам прилавков. Турфирмы оплачивают стоянку автобусов, и так далее – бесконечные цепочки пересекающихся бизнес-интересов. Государству остается все умело регулировать и направлять, чтобы Великая Китайская стена служила не только частникам. Свою долю сохранившая коммунистические лозунги и партию страна упускать не собирается.
В плане общенациональных интересов этот поистине грандиозный объект укрепляет престиж Китая как мирового лидера будущего. Помимо несомненной собственной крутизны высшей пробы, Великая Китайская стена обрастает другими яркими фишками. Одним из таких привлекающих внимание прибамбасов стал вольер с медведями, которые развлекают прибывающих путешественников.
Медведи в вольере не дрессированные, никаких особых трюков не демонстрируют, но виртуозно ловят продуктовые посылки. Бросать животным булки – любимое развлечение туристов, если имеется что-то невостребованное из съестного. От наших бурых сородичей местные медведи отличаются черной шерстью, с белым галстуком на груди. Гималайские медведи меньше бурых по размеру, более стройные, если не тощие.
Скользящий кар как вариант подъема
Великая Китайская стена в Бадалине достижима не только пешим подъемом по лестнице. Туристам предложен выбор между традиционным канатным подъемником и скользящим вариантом. Канатные дороги известны давно, виды сверху прекрасны, а новый вид транспорта именно новизной и привлекает. Часть подъема проходит в подземном туннеле, остальная – по поверхности, в полупрозрачном коридоре.
Предлагаемое для механизированного подъема устройство по своей сути – вариация ленточного транспортера. Они широко и довольно давно используются в промышленности, в самых разнообразных отраслях. Служат для передачи как сыпучих, так и штучных грузов. Есть некоторое сходство с эскалаторами метро и супермаркетов, но без ступеней. Не считая пассажирских кресел, основные элементы те же – кольцевая лента и двигатель.
Теперь – непосредственно Великая Китайская стена
Прибывают посетители к главной китайской достопримечательности, как правило, из самого Пекина либо через него. Бадалин находится к северо-западу от столицы, при рассмотрении фото следует учитывать его обратную ориентировку. Основной поток туристов дружно движется в северном направлении, южное практически пустынно. Тон задают знающие расположение более живописных участков, остальные доверяют неформальным лидерам.
Искушенные посетители знают, что в северном направлении Великая Китайская стена более привлекательна. Она проходит по горной живописной местности, более насыщенна сторожевыми башнями и крепостями, подъемами и спусками. Башни строились двухэтажными для лучших условий обороны, расстояние между ними определялось дальностью стрельбы из лука. Поскольку стрела теряет убойную силу за 200 метров полета, между башнями около 400 метров.
Вторая категория строений по назначению – сигнальные башни, служащие для передачи срочно необходимых оповещений. Средством сообщения служили разжигаемые костры, поэтому их видимость определяла в этом случае интервалы между строениями. При возвышенном положении вышек пламя костра различимо в пределах 10 километров. Боевые бойницы ориентированы в сторону возможного подхода неприятеля.
Расхожая легенда об обращенности бойниц внутрь китайской территории безосновательна, авторы версии просто потеряли ориентировку. И немудрено из-за извилистой формы укрепления, повторяющего контуры горной цепи. Судя по виду строительных материалов и их тщательной укладке в массив, в верхнем строении на участке Бадалин Великая Китайская стена – во многом плод реставрационных работ, инициированных Дэн Сяопином.
Внутри крепостной башни и взгляд наружу
Подробнее оценить кирпичную кладку можно изнутри башни, на фигурных элементах цилиндрического свода и проемов. Лишь последние из древних строителей династии Мин (1368 – 1644) использовали каменные блоки и кирпич, ранее стена была набивной из земли, глины и камней. Последние императры Цинь (1644 – 1911), имевшие монгольское происхождение, подкупом и предательством преодолели преграду.
Именно эти правители, которых Великая Китайская стена не остановила, обрекли диковину на медленное разрушение временем. Процесс ускорялся разборкой некоторых элементов для повторного использования в строительстве. Материалы использовали для строительства жилищ многие поколения китайцев. Последними были хунвейбины Культурной революции, возводившие из камней памятника истории свинарники.
В восстановленном виде Великая Китайская стена стала самым крупным музейным экспонатом мира. Долго бытовала легенда о видимости ее с околоземной орбиты и даже с Луны. Только ответственное и авторитетное высказывание лунного первопроходца Армстронга развенчало эту небылицу. Внутри сторожевых башен установили таблички с их древней нумерацией, доказывающие упорядоченность и организованность оборонительной системы.
Самым древним строителям приходилось пользоваться местными материалами, набивной способ был самым доступным. В какой-то мере формировать насыпь из подножного материала было проще, но велика была трудоемкость. Многолюдность Китая позволяла задействовать на стройке миллионы работающих, многие гибли от непосильной нагрузки. Нынешняя Великая Китайская стена – сооружение во многом парадное и пропагандистское, поражающее величием.
Великая Китайская стена удивительным образом вписалась в природный ландшафт горной местности севера страны. Контуры сооружения повторяют крутые перевалы, карабкаются на вершины, вьются причудливой лентой среди гор, лесов и рек. Однако по мере удаления от начала маршрута количество путешественников ощутимо уменьшается. Отсеиваются быстро уставшие из-за слабой подготовленности либо начинающие туристы.
Прежде других прекращают поход пошедшие в неудобной обуви, не запасшие воду в потребном количестве. Есть среди прервавших путешествие и пресытившиеся впечатлениями от древней исторической достопримечательности, но таких явное меньшинство. Трудно остаться равнодушным к творению многих поколений, да еще подобного масштаба, посетив даже небольшой его фрагмент.
Всплески многолюдности обнаруживаются в районах наиболее примечательных строений и самых живописных видов. Любителям фотографии здесь несказанное раздолье, отличная освещенность и привлекательная натура облегчают съемку и гарантируют результат. Да и собственное изображение на фоне такого объекта, как Великая Китайская стена, будет изюминкой коллекции на всю оставшуюся жизнь.
Невозможно предугадать, сколь долгим будет существование этого бесценного памятника, каким его увидят наши далекие потомки. Устойчивость экономики и стабильность государства в Китае сулят самые радужные перспективы. Великая Китайская стена как туристический объект, при всей своей древности, имеет огромные резервы развития. Огромная протяженность необустроенных участков предоставляет широкое поле для инициативы предприимчивым людям.
Завершая краткий обзор примечательнейшего памятника истории Китая, напомним в двух словах его прошлое. Начато строительство примерно пять тысячелетий назад, в III веке до нашей эры. Целью было сохранение целостности территории только что сформировавшегося государства, закрепление его границ самым наглядным образом. По своим масштабам Великая Китайская стена столь грандиозна, что оказалась неподвластной факторам разрушения.
Китайцы стремятся повысить комфортность и привлекательность посещения туристами своего национального символа и бесценного достояния. Каждый сезон приносит новые удобства и усовершенствования, предела которым нет. Когда соберетесь в собственное путешествие, Великая Китайская стена предстанет еще более привлекательной, нежели показана в нашем обзоре.
Не зря стену считают чудом света. Только как представлю, что по верху этой стены могут свободно проехать колесницы с воинами, так удивлению нет конца. Сейчас в наше время так не строят. Через несколько лет могут трещины пойти по всему зданию. Хотя новые технологии в строительстве ушли далеко вперед. Как такое сооружение мог Девид Копперфильд в своем фокусе убрать на некоторое время? Вот действительно верна пословица – Не верь глазам своим.
Должен признать, что это что-то невероятное побывать возле такого грандиозного сооружения. На самом деле стоит задуматься какой ценой оно было построено. Многие ученые утверждают, что это одно из самых крупных кладбищ в мире, ведь здесь погибло около двадцати миллионов людей. Может и так, но все же нельзя преуменьшать величия этого чуда света.
Лишь небольшие участки Великой Стены до сих пор находятся в хорошем состоянии, большая её часть выглядит плачевно, представляет собой груды древнего кирпича. Китайцам стоило бы позаботиться об этом национальном достоянии, а то недалёк тот день, когда от Стены останутся только аттракционы для туристов с одноимённым названием.
>
На планете много таких кладбищ, которые стали шедеврами архитектуры. Не только Китайская стена, но и Пирамиды в Египте, и Санкт-Петербург… Только когда смотришь на эти творения, почему-то о грустном не думается. Все больше удивления и восторга…. Или это человеческая жестокость или легкомыслие?!
>
Правильное замечание. Правда, справедливости ради, надо бы отнести его не только к китайцам, но и ко многим отечественным достопримечательностям. А то ведь и у нас красот и чудес хватает, а приходят они также в упадок… Время никого не щадит)
Когда нет возможности реально побывать на Великой Китайской стене, то сейчас можно попробовать суррогат — виртуальный тур. Хотя никакой тур не заменит живое зрелище, оно действительно потрясает.