Выставка «Советское детство» ждет гостей в Нью-Йорке. Это первая персональная выставка в Соединенных Штатах, на которой представлены работы Зои Черкасской. Через описание повседневных жизней последнего поколения советских детей художница создала ностальгический портрет Советского Союза.
Художница родилась в Киеве в 1976 году. В то время Украина находилась под контролем Советского Союза. Черкасская и ее семья иммигрировали в Израиль, когда ей было пятнадцать лет в 1991 году, в год распада Советского Союза. Работы по своей сути раскрывают политические темы. В Музее Израиля в прошедшем году организовали опрос под названием «Правда». В рамках этого опроса рассмотрели взаимоотношения между потоками иммигрантов из Советского Союза и Израильским обществом.
Советское детство оглядывается назад. Эта выставка посвящена тому, как художница росла в Советском Союзе. Этот период жизни предшествовал ее иммиграции в Тель-Авив, где она продолжает проживать в настоящее время. Серия берет свое начало, когда художница находилась в ожидании своего первого и единственного ребенка. Интересное положение заставило ее задуматься о своем детстве. Картины начинались в виде небольших рисунков, которые иллюстрировали ее воспоминания о повседневной жизни в Советском Союзе. Большие картины, представленные на выставке, демонстрируют тщательно отобранные сцены из повседневной жизни советской власти в 1980-х годах.
Художница изображает время, когда советская эстетика оставалась сильной, но свидетельства западного влияния просачивались сквозь железный занавес, доминирующий над интересами детей и подростков. Это явление незаметно распространяется и на старшее поколение. Картина под названием «Вареники» демонстрирует эту ситуацию. На ней изображается женщина, которая готовит домашнюю еду в желтой футболке с надписью «Сумасшедший». Эксцентричное влияние Запада наглядно подтверждается тремя портретами девушек-подростков в натуральную величину. Каждая из этих частей выступает в качестве капсулы времени стилей эпохи. Выставка соединяет этих персонажей со строгой и типичной советской школьной формой. Сама Черкасская разделяла уважение к западной панк-культуре со многими подростками своего поколения.
Кажется, что за границей Советская атмосфера и антураж ценятся гораздо выше, чем в современной России. Это логично, нашим соотечественникам хватило «советскости», а для иностранцев — это колоритная экзотика.
Ужас какой-то. Причем тут женщина, готовящая вареники в желтой футболке с надписью, почему-то, «сумасшедший», и даже не «сумасшедшая»? Она же женщина. И причем тут детство? Опять какое-то обгаживание СССР, похоже. Тем более что устраивает выставку в Америке. А что не у нас? Или хотя бы в своем Израиле.