Афинская академия — одно из триады зданий, созданных по проекту датчанина фон Хансена в центре греческой столицы. Стиль нового классицизма, предполагающий возврат к архитектуре античности, определил основные элементы и пропорции строения. Возвышенное расположение добавляет выразительности классическому зданию, огромным колоннам с фигурами божеств и статуям у входной лестницы.
Вселилась Афинская академия наук в здание постройки 1887 года только в 1926 году, после своего формального основания. Парадоксально, но родина первых ученых и учебных заведений до столь позднего времени высшего научного органа не имела. Даже нынешняя Афинская академия работает под началом министерства науки и религии, чего нет в других странах мира.
До учреждения Афинской академии в здании располагался нумизматический музей, затем государственный архив документов. При этом проектирование велось все-таки с расчетом на размещение высшего научного учреждения, предусматривалось все необходимое для основного предназначения здания.
Афинская академия – наружный облик
В плане здание, где размещена Афинская академия, состоит из трех параллельных корпусов, соединенных крытыми галереями. Центральный фасад украшен шестью колоннами ионического стиля с портиком и треугольным фронтоном. Треугольник украшен рельефными изображениями сонма древних греческих божеств с Зевсом на троне в середине.
Отдельно стоящие высокие триумфальные колонны выдвинуты перед фасадом здания. Они увенчаны скульптурами воительницы Афины и покровителя наук и искусства Аполлона, изваянными греческим скульптором Дросисом. С площади прекрасно просматривается громада холма Ликавитос, можно рассмотреть даже византийскую церковь Святого Георгия на вершине.
Для украшения парапетов входной лестницы, ведущей к зданию, избраны известнейшие ученые древности в их скульптурных воплощениях. Создал статуи тот же скульптор Дросис, что изваял и богов для колонн. Слева при движении к зданию статуя Платона, основателя первой философской школы в пригороде Афин, основоположника диалектики. Свое учебное заведение для всех жаждущих знаний Платон назвал академией в честь героя мифов Академа, который якобы посадил оливковую рощу, где расположилось учебное заведение.
Статуя справа изображает учителя Платона, одного из первых философов – Сократа, известного своей мудростью. Его легко узнать по неприглядной внешности сатира, которую ваятель не стал приукрашивать. Сократ преподавал, словно проповедовал, прямо на городских улицах. Обвиненный в отрицании богов, Сократ не воспользовался возможностью бегства, чтобы не пострадали невинные люди, и выпил предложенный яд.
Интерьеры Афинской академии наук
Вестибюль, которым Афинская академия встречает своих посетителей, украшена скульптурой основного инвестора ее строительства. Это австрийский барон, предприниматель и благотворитель греческого происхождения Симон Синас, или Саймон Синас, или Саймон фон Сина.
Им спонсировались многие образовательные и культовые строения в Греции, Австрии и Венгрии. Синас покровительствовал деятелям искусства и науки, в том числе создателю этой и наружных скульптур Афинской академии Дросису. Помогал меценат и астрономам, которые в благодарность присвоили его имя одному из кратеров Луны.
Уже из вестибюля в открытые двери просматриваются отдельные детали конструкции и оформления зала заседаний, где Афинская академия проводила свои собрания и заседания. Бросается в глаза большой застекленный фонарь в двухскатном перекрытии, ряды скамей, отгороженный президиум и контрастные фрески на стенах.
Перед входными дверями установлены информационные планшеты для посетителей, которыми вынуждены ограничиться пришедшие во время проведения в зале официальных мероприятий. В иное время в зал можно входить, и там внимательные посетители находят интересные детали устройства и оформления.
Помещение имеет два ряда мест для академиков по сторонам прохода и три ряда сплошных скамеек по периметру, по форме напоминающих трибуны спортивных арен. Зашторенный проход скрывает, очевидно, подготовительные комнаты для руководящего состава с выходом в президиум. Проход оформлен торжественного вида колоннами с позолоченными капителями и ионическим порталом.
Внутреннее оформление парадного зала позволяет утверждать, что Афинская академия пригласила исполнителя фресок высшей квалификации. Финансировавший строительство Симон Синас уже имел опыт сотрудничества с немецким художником, профессором венской Академии изобразительного искусства Кристианом Грипенкерлем. Именно он расписывал венское имение мецената, и классическая манера письма понравилась заказчику. Вполне обоснованно и символично темой масштабных полотен стали мифы Древней Греции, преимущественно о несущим свет знания Прометее.
Позднее профессор Грипенкерль забраковал рисунки Адольфа Шикльгрубера, дважды пытавшегося поступить в возглавляемое им заведение. История необратима, можно только фантазировать, кем бы стал будущий фюрер, будь он более талантливым, либо педагог – менее взыскательным.
Детали оформления
Следующая подборка фотографий позволяет подробно рассмотреть боковые скамьи парадного зала, особенно фигурки сфинксов. Форма сидений стадиона — чисто внешнее впечатление, вблизи очевидна их мягкость и комфортность. Гигантские торшеры, больше похожие на уличные фонари, также показаны подробно, нижняя опора и светильники наверху. Доступны для обозрения некоторые фрески Грипенкерля на боковой стене. На первом снимке серии привлекают внимание оригинальные часы, которые Афинская академия получила в подарок от швейцарских мастеров.
Другие детали оформления представляют следующие снимки, на которых запечатлен президиум и левый от него угол зала. Украшенная символическими венками передняя стенка стола председательствующих открывает взгляду только верхнюю часть кресел и трибуну для докладчиков.
Содержание текстов на планшетах, расположенных на стенах помещения, можно разобрать только подойдя поближе, говорить о нем наугад было бы некорректно. Это же относится к бюсту одного из ученых в углу зала, его мы надеемся узнать из комментариев посетивших Афинскую академию наук.
Исписанный уличными художниками временный забор и защитная сетка на части здания позволяют судить о реконструкции, которой подвергается Афинская академия. Отрадно, что испытывающая известные затруднения страна находит средства на научные учреждения.
Именно отношение к науке, образованию и медицине характерно для государства социальной направленности, не декларативно, а реально стремящегося к благу своих граждан и развитию общества.
Мне одному показалось, что данная академия наук больше похожа на музей? Впрочем в таком историческом месте, как Афины, это ожидаемо.
Это и есть музей. На самом деле, внутри очень красиво, а от осознание того, что это один из первых Домов Знаний в мире просто дух захватывает.