Афинская академия наук

Афинская академия наук

afinskaya-akademiya-nauk-countryscanner-1.jpg

Афинская академия — одно из триады зданий, созданных по проекту датчанина фон Хансена в центре греческой столицы. Стиль нового классицизма, предполагающий возврат к архитектуре античности, определил основные элементы и пропорции строения. Возвышенное расположение добавляет выразительности классическому зданию, огромным колоннам с фигурами божеств и статуям у входной лестницы.

Вселилась Афинская академия наук в здание постройки 1887 года только в 1926 году, после своего формального основания. Парадоксально, но родина первых ученых и учебных заведений до столь позднего времени высшего научного органа не имела. Даже нынешняя Афинская академия работает под началом министерства науки и религии, чего нет в других странах мира.

До учреждения Афинской академии в здании располагался нумизматический музей, затем государственный архив документов. При этом проектирование велось все-таки с расчетом на размещение высшего научного учреждения, предусматривалось все необходимое для основного предназначения здания.

Афинская академия – наружный облик

В плане здание, где размещена Афинская академия, состоит из трех параллельных корпусов, соединенных крытыми галереями. Центральный фасад украшен шестью колоннами ионического стиля с портиком и треугольным фронтоном. Треугольник украшен рельефными изображениями сонма древних греческих божеств с Зевсом на троне в середине.

Афинская академия и колонна с фигурой Аполлона привлекательно смотрятся на фоне одного из холмов греческой столицы.

Отдельно стоящие высокие триумфальные колонны выдвинуты перед фасадом здания. Они увенчаны скульптурами воительницы Афины и покровителя наук и искусства Аполлона, изваянными греческим скульптором Дросисом. С площади прекрасно просматривается громада холма Ликавитос, можно рассмотреть даже византийскую церковь Святого Георгия на вершине.

Для украшения парапетов входной лестницы, ведущей к зданию, избраны известнейшие ученые древности в их скульптурных воплощениях. Создал статуи тот же скульптор Дросис, что изваял и богов для колонн. Слева при движении к зданию статуя Платона, основателя первой философской школы в пригороде Афин, основоположника диалектики. Свое учебное заведение для всех жаждущих знаний Платон назвал академией в честь героя мифов Академа, который якобы посадил оливковую рощу, где расположилось учебное заведение.

К зданию, где размещена афинская академия, ведет лестница со скульптурами Платона и Сократа на верхних парапетах.

Статуя справа изображает учителя Платона, одного из первых философов – Сократа, известного своей мудростью. Его легко узнать по неприглядной внешности сатира, которую ваятель не стал приукрашивать. Сократ преподавал, словно проповедовал, прямо на городских улицах. Обвиненный в отрицании богов, Сократ не воспользовался возможностью бегства, чтобы не пострадали невинные люди, и выпил предложенный яд.

Интерьеры Афинской академии наук

Вестибюль, которым Афинская академия встречает своих посетителей, украшена скульптурой основного инвестора ее строительства. Это австрийский барон, предприниматель и благотворитель греческого происхождения  Симон Синас, или Саймон  Синас, или Саймон фон Сина.

Скульптура финансировавшего строительство здания предпринимателя и мецената Симона Синаса украшает вестибюль Афинской академии.

Им спонсировались многие образовательные и культовые строения в Греции, Австрии и Венгрии. Синас покровительствовал деятелям искусства и науки, в том числе создателю этой и наружных скульптур Афинской академии Дросису. Помогал меценат и астрономам, которые в благодарность присвоили его имя одному из кратеров Луны.

Уже из вестибюля в открытые двери просматриваются отдельные детали конструкции и оформления зала заседаний, где Афинская академия проводила свои собрания и заседания. Бросается в глаза большой застекленный фонарь в двухскатном перекрытии, ряды скамей, отгороженный президиум и контрастные фрески на стенах.

Планшеты, на которых описана Афинская академия, предоставляют информацию для туристов, попавших сюда во время официальных мероприятий.

Перед входными дверями установлены информационные планшеты для посетителей, которыми вынуждены ограничиться пришедшие во время проведения в зале официальных мероприятий. В иное время в зал можно входить, и там внимательные посетители находят интересные детали устройства и оформления.

Помещение имеет два ряда мест для академиков по сторонам прохода и три ряда сплошных скамеек по периметру, по форме напоминающих трибуны спортивных арен. Зашторенный проход скрывает, очевидно, подготовительные комнаты для руководящего состава с выходом в президиум. Проход оформлен торжественного вида колоннами с позолоченными капителями и ионическим порталом.

Оформлением своего парадного зала Афинская академия наук может гордиться с полным на то основанием, особенно фресками Грипенкерля.

Внутреннее оформление парадного зала позволяет утверждать, что Афинская академия пригласила исполнителя фресок высшей квалификации. Финансировавший строительство Симон Синас уже имел опыт сотрудничества с немецким художником, профессором венской Академии изобразительного искусства Кристианом Грипенкерлем. Именно он расписывал венское имение мецената, и классическая манера письма понравилась заказчику. Вполне обоснованно и символично темой масштабных полотен стали мифы Древней Греции, преимущественно о несущим свет знания Прометее.

Позднее профессор Грипенкерль забраковал рисунки Адольфа Шикльгрубера, дважды пытавшегося поступить в возглавляемое им заведение. История необратима, можно только фантазировать, кем бы стал будущий фюрер, будь он более талантливым, либо педагог – менее взыскательным.

Детали оформления

Следующая подборка фотографий позволяет подробно рассмотреть боковые скамьи парадного зала, особенно фигурки сфинксов. Форма сидений стадиона — чисто внешнее впечатление, вблизи очевидна их мягкость и комфортность. Гигантские торшеры, больше похожие на уличные фонари, также показаны подробно, нижняя опора и светильники наверху. Доступны для обозрения некоторые фрески Грипенкерля на боковой стене. На первом снимке серии привлекают внимание оригинальные часы, которые Афинская академия получила в подарок от швейцарских мастеров.

 

Другие детали оформления представляют следующие снимки, на которых запечатлен президиум и левый от него угол зала. Украшенная символическими венками передняя стенка стола председательствующих открывает взгляду только верхнюю часть кресел и трибуну для докладчиков.

Содержание текстов на планшетах, расположенных на стенах помещения, можно разобрать только подойдя поближе, говорить о нем наугад было бы некорректно. Это же относится к бюсту одного из ученых в углу зала, его мы надеемся узнать из комментариев посетивших Афинскую академию наук.

 

Исписанный уличными художниками временный забор и защитная сетка на части здания позволяют судить о реконструкции, которой подвергается Афинская академия. Отрадно, что испытывающая известные затруднения страна находит средства на научные учреждения.

Несмотря на экономические затруднения, Афинская академия обеспечена финансами для ведения реставрационных работ.

Именно отношение к науке, образованию и медицине характерно для государства социальной направленности, не декларативно, а реально стремящегося к благу своих граждан и развитию общества.

Один комментарий

  • Алеша

    03.12.2017 at 04:14

    Мне одному показалось, что данная академия наук больше похожа на музей? Впрочем в таком историческом месте, как Афины, это ожидаемо.


Войдите, чтобы добавить комментарий