15 ноября под эгидой Российского союза туристической индустрии пройдет акция защиты «старых» автобусов во многих российских городах. Организаторы утверждают, что таким образом пытаются привлечь внимание к проблеме перевозки детских тургрупп и требований к автобусам. Акция будет проходить в виде организованных экскурсий длительностью несколько часов для школьников.
На данный момент планируется, что для участия в акции выделено по 3-5 машин на город. Каждая из них будет на себе иметь символику РСТ. Стартуют они в указанное время с одной точки. По словам директора самарской компании «Профцентр» Е. Мартыненко, организаторы хотят показать, что даже старый автобус может обеспечить комфортную, безопасную и увлекательную экскурсию. Такие машины могут еще служить, потому слишком рано их выводить из оборота. Все должны понимать, что дело в не том, какой год выпуска у автобуса, а в его технических качествах. Примерно 95% туристических автобусов Самарской области окажутся к 2019 году старше 10 лет.
По словам Н. Ларионовой, руководителя комиссии по детскому туризму Совета по туризму правительства Свердловской области, данная инициатива обязательно должна быть поддержана Уралом. Это не означает, что владельцы решили «качать права», такой шаг является вынужденной мерой. Если скандальные правила перевозки вступят в силу и не будет исключен пункт, касающийся возраста автобусов, дети, проживающие в регионах утратят возможность ездить с экскурсиями по своей страны. Данный вопрос уже не один год висит над туристическим бизнесом.
Стоит напомнить, что 30 июня Д. Медведевым было подписано постановление, которое предусматривает «отсрочку» еще на полгода для старых автобусов. Достаточно сложно работать в ситуации неопределенности, так как есть и другие факторы, усложняющие деятельность туристических фирм. Региональные туроператоры, которые занимаются детским отдыхом выразили свою готовность уйти из данного сегмента, если ситуация не изменится в лучшую для них сторону. Работать на невыгодных условиях нет смысла.
Проблема актуальна не только для туркомпаний, но и для транспортной сферы, потому они на стороне запланированной акции. В. Рабинков, коммерческий директор компании «Евробус» и глава транспортной комиссии РСТ считает, что сейчас выставлены просто непосильные требования к компаниям, которые занимаются перевозкой детей. Он навел пример на организации детского отдыха в Сергиев Посаде. Для этого, компании нужно добиться согласования в 4 областях, что на грани фантастики. Малейшее нарушение грозит драконовским штрафом. Такие действия медленно, но уверенно убивают отрасль. Многие руководители начали искать альтернативу автобусному бизнесу, так как бороться с законом нет сил. Компания «Евробус» также приняла решение не работать с детскими группами, хоть и далось это сложно.
Рабинков напоминает, что транспортники не имеют координационного центра, который играл бы на их стороне во время решения конфликтов. Остается только одно — надеяться на РСТ. Эксперт считает, что нынешний подход к туристическим фирмам, которые занимаются организацией детского отдыха назвать правильным нельзя. Люди, которые стараются организовать как можно более безопасный и качественный детский трансфер то и дело наталкиваются на закрытую дверь. Нужно сменить идеологию.
Согласна с тем, что меры воздействия на перевозчиков слишком жесткие и Т. Ракулова, которая занимает пост директора региональной общественной организации «Объединение автопассажирских перевозчиков». По ее словам неоправданно жесткой мерой можно назвать вывод из оборота машин старше 10 лет. Если говорить об использовании такого транспорта без необходимого ремонта, действительно можно испугаться. Но если владелец тщательно контролирует состояние транспортного средства, которое им используется, возраст 10 лет значения иметь не будет. Для примера можно привести заводскую гарантию на кузов немецкого авто, которая составляет 25 лет. В той же Германии, где должна просматриваться заинтересованность в частой смене машин, на дороги допускают автобусы » в возрасте», если они оснащены необходимыми катализаторами.
Сейчас туроператоры по детскому туризму занимаются привлечением своих коллег к акции.