Крайнее южное сооружение на территории Храма Неба, огненный жертвенник, — Алтарь Неба поражает своими габаритами. Квадратные внешние стены, затем круглая внутренняя с возвышенной платформой из трех уровней оборудованы входами с четырех сторон света. Именно здесь обращали в дым и пепел жертвенных животных и другие дары всемогущему Небу.
Стороны внешнего квадрата по 180 метров, диаметр круглой стены – 90, в центре три яруса платформы. Огражденная мраморными перилами императорская трибуна обращения к богам, стихиям и предкам, Алтарь Неба выглядит величественно. Внешние и внутренние ворота Линсинмэнь – Поднимающихся облаков со всех сторон одинаковы, тоже из мрамора. Колонны украшены стилизованными под облака изображениями древних ударных инструментов, металлического юнбаня и одностороннего барабана баньгу.
Алтарь Неба – общий вид и детали
Своими воротами Алтарь Неба выделяется из прочих элементов Храма Неба, где входы арочные. Здесь же мраморные поперечины вставлены в стойки на выступах типа шипов, как в деревянном зодчестве. Завершения стоек-колонн тоже необычны, словно старинные шлемы, отличаются от деталей перил круговых ограждений. Там использовано такое же шиповое соединение ограждающих панелей и столбов, но верхние концы стоек плоские. Размеры жертвенника таковы, что территория кажется пустынной, несмотря на туристический сезон.
В мраморном исполнении Алтарь Неба перестроен относительно недавно, в конце XVIII века. Его первичное сооружение относят к 1430 году, немного позднее Храма урожая и Зала Небесного свода. Вся обширная площадь внутри внешних квадратных стен вымощена каменными блоками, укладка которых требовала значительных трудозатрат. Однако на ритуальные постройки китайские императоры не скупились во все времена, пока существовала держава. Жесткая централизация самодержавного государства обеспечивала роскошь церемониального антуража.
Круговые террасы ступенчатой пирамиды, сложенные из тщательно подогнанных элементов, ограничены фигурными парапетами, с набалдашниками стоек. О их роли в замысле сооружения сообщим позднее, сначала о системе водоотведения. Значительная площадь в сезон дождей способна собрать много воды, Алтарь Неба был защищен от затопления. Система перетоков состоит из отверстий в плитах основания, видимых справа, и сбросных желобов. Выполнены последние в виде голов драконов, выступающих вперед, чтобы не мокли стены.
Внимание посетителей на территории жертвенника привлекает деревянный столб с подпорками в виде укосин. Высота шеста сравнима с самыми высокими строениями Храма Неба, большинство их ниже. Позолоченный набалдашник, как на башнях, свидетельствует о значительной роли столба в проведении церемонии. Специальным тросом наверх поднимался горящий светильник, извещающий подданных об императорской молитве о даровании урожая. Раньше Алтарь Неба имел несколько таких опор, кому-то из правителей это показалось излишним.
Магическая центральная плита и печи
Выступающая над поверхностью верхней террасы круглая плита служила императору местом представления жертвуемых даров. Чтобы обращение слышали многочисленные зрители церемонии, китайские умельцы использовали явление отражения звуковых волн. Отражателями служили те самые набалдашники парапетов, что упоминались ранее. Произнесенное правителем многократно усиливалось, заменяя современные микрофоны и усилители. Редко можно уловить момент, когда круг свободен от фотографирующихся.
Магическая девятка, значимое число в китайской нумерологии и верованиях, — основа мощения террас всех уровней. Число плит каждого кольца кратно этой цифре, вплоть до последнего круга из 360 фрагментов. Отражатели звука, обеспечивающие речевую трансляцию древности, тоже не простые набалдашники. Это стопки из девяти лепешек, один из символов благосостояния по-китайски. На следующей фотографии они более четко видны, при просмотре легко убедиться и по внешнему виду, и пересчитав поштучно.
Юго-восточный участок территории между внутренней круглой и внешней квадратной стенами использован для размещения печей. Приготовленные для подношения разнообразные кушанья и материальные подарки должны были с дымом сосновых дров вознестись на небеса. Алтарь Неба для сжигания оснащен устройствами двух типов, сохраненными для потомков несколькими поколениями. Простейшие – металлические очаги в форме ажурных чаш, установленные на каменные подставки. Настоящая печь – каменная, обложенная снаружи зеленой глазурованной плиткой.
Подиумы для даров
Противоположный угол возле южной стены Алтарь Неба отводил для краткого предварительного размещения подарков объектам поклонения. Там они находились во время императорского обращения, затем переносились для утилизации в печи и очагах. Подиумы устроены достаточно просто, из массивных каменных блоков, в виде основания с возвышением. Достаточно широкие лестницы, обеспечивающие проход двух или более человек с драгоценной ношей, тоже из камня и соединены с основанием.
Предупреждая несанкционированное позирование на древних реликвиях, смотрители комплекса их огородили, снабдив запрещающими табличками. Более чем разумная мера, адресованная прежде всего иностранцам. Здесь более подробно можно рассмотреть декоративные элементы стен, ограждающих Алтарь Неба. Замысловатым или особо красочным его не назовешь, это небольшие цилиндры, уложенные на шары. Толковать скрытый смысл простейших геометрических тел сложно, не обладая достаточными познаниями китайской культуры.
Алтарь Неба как смотровая площадка
Не кажущийся издали высоким из-за большой ширины, Алтарь Неба все же обеспечивает неплохой обзор ближайшей местности. С верхней террасы легче оценить масштабы сооружения, снующие туристы становятся эталонами сравнения размеров. Хорошо просматриваются ворота, одинаковые в круглой и квадратной стенах двойного ограждения. Внешняя стена, отделяющая владения всего комплекса Храма Неба от городских земель, представлена только южными воротами. Остальное заслоняет лесной массив, входящий в парковое окружение.
Алтарь Неба может стать как первой достопримечательностью при осмотре Храма Неба, так и заключительной. Все зависит от избранного начала и маршрута следования, либо повторяющий путь императорской церемонии, либо отличающийся. Намеревающимся сделать качественные фото целесообразнее стартовать от южных ворот, чтобы Солнце освещало все встречающееся. Там есть билетные кассы, предлагающие свои услуги экскурсоводы, многочисленны и попутчики для формирования групп. Поэтому определяйтесь с предпочтениями, фотогеничностью либо историзмом.