Ангкор Тхом: последняя столица великой империи кхмеров

Ангкор Тхом
Погода Phumĭ Sândăn

легкий дождь

26 °C
Ветер
7.19м/с
Давление
761 мм рт. ст.
Влажность
82 %

Ангкор Тхом – город в городе, вторая по значимости достопримечательность Ангкора, после храмового комплекса Ангкор-Ват. Этот город расположен в самом сердце древней столицы империи кхмеров. Название «Ангкор Тхом» означает «великий город» или «большой город».

Действительно, в период расцвета население города  могло составлять миллион человек. С конца XII века до XV века Ангкор Тхом являлся столицей государства кхмеров.

История основания

Большая часть города была построена в конце XII столетия королем кхмеров Джаяварманом VII неподалеку от старой столицы Яшодхарапуры, уничтоженной народом чама (нынешние вьетнамцы) в 1177 году. Поэтому часть сооружений Ангкор Тхома осталась с прежних времен. Так, храмы Пимеанакас и Бапуон появились за 100-150 лет до эпохи правления Джаявармана VII.       Джаяварман VII унаследовал страну в плачевном состоянии. Столица была сожжена, система водоснабжения разрушена. Придя к власти, новый король сразу принял меры по восстановлению Ангкора. Первым делом он выстроил вокруг центра города каменную стену, заменив старый деревянный частокол. Затем был восстановлен и укреплен ров вокруг Ангкора. Еще одна стена была возведена вокруг Ангкор Тхома – нового королевского города в пределах древней столицы.

Архитектура Ангкор Тхома

Территория города представляет собой квадрат, которые разделен на равные части четырьмя главными дорогами и пятой, ведущей к Слоновьей террасе. По всему периметру ее окружает ров шириной 100 метров, который в период расцвета Ангкор Тхома был наполнен водой. В центре города на пересечении главных дорог находится храм Байон. Такая планировка не случайна – она отражает индуистскую модель мира, в которой центром является священная гора Меру (ее представляет Байон), окруженная горными хребтами (стена), омываемыми Молочным океаном (его символизируют воды рва).

Входя в город, посетители проходят по широкому мосту, проложенному через ров, окружающий город. Этот мост называется «Мост нагов» или «Мост змей», так как имеет по краям ограждения из мифических кобр – нагов.  По левую сторону мост охраняют 54 злых духа, поддерживающих туловище змей. Справа такую же змею держат 54 добрых дэва. Мост отражает миф о Пахтании молока, согласно которому, боги и демоны перетягивали змею, овившуюся вокруг горы Меру, вспенивая таким образом океан и приводя мир в движение.

В конце моста стоят ворота Победы высотой 23 метра, ведущие к Королевскому дворцу. Всего в Ангкор Тхоме пять входных башенных ворот — «гопур». За ними некогда находилась шумная столица с площадями, храмами, парками и великолепным королевским дворцом.

Королевский дворец и террасы

Джаяварман VII восстановил в Ангкор Тхоме дворец, построенный еще в IX веке и уничтоженный пожаром во время войны. Дворец не сохранился, и о его внешнем виде можно только гадать. Известно, что дворец был возведен на деревянном фундаменте. Он состоял из множества помещений, своды которых поддерживались массивными деревянными колоннами, вырубленными из местных деревьев с очень плотной древесиной. К дворцу прилегала королевская купальня размером 45 на 90 метров. Купальня соединялась с другими помещениями деревянными галереями, окружавшими ее со всех сторон.

Входом во дворец служит Слоновья терраса. Ее размеры поражают – 300 метров в длину и 14 в ширину. Сейчас от нее осталось одно каменное основание, но некогда на ней располагались деревянные постройки, и она была окружена крытыми галереями. Терраса служила королю трибуной во время публичных церемоний, откуда он лицезрел празднества и парады, проходящие на  дворцовой площади, здесь он разрешал споры между подданными и принимал иностранных послов, восседая на возвышении посередине. По обеим сторонам площадки сохранились статуи нага, сказочного змея и льва. Снизу террасу поддерживают мифические птицы Гаруды. Обе стороны портика украшены статуями и барельефами с изображениями слонов в натуральную величину.

Рядом расположена Терраса Прокаженного короля. Это небольшая площадка с двумя галереями, интересными своими барельефами, изображающими апсар, воинов, демонов, гаруд и других мифических животных. Предположительно, она была построена после смерти Джаявармана VII и использовалась для кремации королей. На верхнем ярусе расположена копия статуи Будды, найденной при раскопках. Оригинал можно увидеть в Национальном музее в Пномпене.

Пимеанакас

Этот небольшой пирамидальный храм главным образом знаменит легендой о том, что каждую ночь в главной башне король встречался со змеей-нагой, являвшейся к нему в образе прекрасной женщины. Поскольку Пимеанакас находился практически на территории Королевского дворца, принято считать, что Пименакас был домашним храмом короля. Его название переводится как «Небесный город богов».

Это индуистское святилище было построено королем Раджендраварманом II на два столетия раньше основных объектов Ангкор Тхома, а позже полностью перестроено  Сурьяварманом I.

Прасаты Суор Прат

Рядом с королевской площадью напротив террас Слонов и Прокаженного короля находится двенадцать трёхъярусных башен из латерита и песчаника. Башни разделены на две равные группы дорогой, ведущей к Воротам Победы. Десять из них расположены на равном расстоянии друг от друга на одной прямой, а еще две немного смещены ближе к дороге.

Назначение башен не выяснено. Предположительно, они выполняли функции суда или места содержания обвиняемых либо служили местом, где решались каких-то спорные вопросы. Близость к Королевской площади наводит на мысль, что башни могли быть смотровыми площадками для местной знати во время парадов и праздников.

No Comments Yet

Leave a Reply

Your email address will not be published.