Храм Бапхуон
Возведенный в середине XI века Бапхуон – одно из немногих сооружений, оставшихся со времен Яшодхарапуры. В течение некоторого времени Бапхуон был центральным столичным храмом.
Он построен по всем канонам кхмерской индуистской архитектуры, во многом предвосхищая архитектурные решения, ставшие в дальнейшем отличительными чертами храмов-гор. Бапхуон смело можно назвать экспериментальным проектом, в котором появились концентрические галереи и насыпной искусственный холм с дренажной системой, служивший основанием для пирамидального здания храма.
Храмовая территория окружена стеной и включает в себя несколько водоемов, в том числе искусственный бассейн. Между водоемами проложена эффектная дорога-подиум с крестообразным павильоном посередине.
Само здание имеет три яруса с несколькими сохранившимися гопурами и многочисленными барельефами, которые обрамлены тонким резным орнаментом. Центральная башня-святилище лежит в руинах.
Храм Байон
Джаяварман VII был первым королем Камбоджи, исповедовавшим буддизм, и сам считал себя воплощением Будды. В конце XII века он приказал построить центральный храм Ангкор Тхома Байон.
Архитектура Байона крайне необычна. Он представляет собой строение размером 230 метров с запада на восток и 150 метров с юга на север. Комплекс включает в себя по меньшей мере 52 башни, в том числе центральную башню высотой 45 метров, на которых вырезано из камня 173 лица Будды, обращенных на все четыре стороны света. Некоторые из лиц достигают 7 метров высоту.
Лица не походи друг на друга. Они представляют собой одну из главных загадок Ангкора: являются ли эти лица портретами, если да, то чьими? Долгое время считалось, что лица на башнях храма Байон изображают его создателя короля Джаявармана VII в образе Будды. Существует и новая версия, согласно которой круглые лица с миндалевидными глазами символизируют добрых дэвов, а угловатые лица с выпученными глазами — злых богов ашуров. В таком случае эти лица могли быть вырезаны на башнях после смерти Джаявармана VII, когда страна вернулась к индуизму. Версия выглядит очень правдоподобно, потому что в тот период было разрушено или перестроено множество буддистских памятников.
Несмотря на то, что Байон был изначально построен как буддистское святилище, его архитектура и барельефы напоминают стиль индуистских храмов более ранних эпох. В нем прослеживаются основные черты кхмерских религиозных сооружений: он окружен внешними галереями; основное святилище расположено в центральной башне, более высокой, чем все остальные.
Наружные галереи Байона на протяжении более чем 600 метров украшены великолепными барельефами, где представлены картины из повседневной жизни кхмеров, военные эпизоды истории и даже сцены строительства самого храма. Часть барельефов, расположенная в восточной части Байона, рассказывает о жизни и царствовании Джаявармана VII.
Байон – последнее грандиозное творение эпохи Ангкора. Ангкор Тхом и храм Байон в его центре производят впечатление грандиозной усыпальницы древней кхмерской культуры, которая в последующие столетия пришла в упадок вследствие войн и колониальных захватов.
Интересные факты
- Вопреки расхожему мнению, внутри городских стен могли жить только избранные: король и его семья, их приближенные, знать, священнослужители, представители высших административных и военных кругов, богатые купцы и ремесленники. Простые люди жили за пределами города в радиусе нескольких десятков километров.
- Название Ангкор-Тхом не является исконным. Вплоть до XV века город называли именем прежней столицы Яшодхарапуры.
- Байон построен из 420 тысяч каменных блоков, доставленных из каменоломни, которая расположена в 40 километрах от места строительства.
- После постройки башни храмов Ангкора были покрыты золотом, а стены выкрашены в белый цвет.
- Во времена правления Джаявармана VII элитная дворцовая стража состояла из женщин. Женщины также сражались на войне наравне с мужчинами.
- Бапхуон обрушился почти сразу после завершения строительства. В ходе его строительства были допущены ошибки в устройстве дренажной системы и сводов. В современную эпоху храм отстроили практически заново, и работы продолжаются до сих пор.
Во времена процветания на территории Ангкор Тхома насчитывалось более ста религиозных построек. Многие из них дожили до наших дней, расчищенные и отреставрированные в течение XX века. Кроме главных достопримечательностей Ангкор Тхома заслуживают внимания и небольшие храмы, которые относятся к разным эпохам вплоть до начала XV века, и много раз перестраивались в соответствии со сменой религиозных предпочтений властителей Ангкор Тхома.
В центральной части города находятся храмы Восточный и Западный Прасат Том. Первый был построен на рубеже XIII и XIV веков, второй относится к X столетию. Хорошо сохранилось маленькое святилище Преах Паллилай. Очень интересна группа храмов Преах Питху, состоящая из пяти храмов XIII столетия.