2 ноября на форуме «Крылья будущего» решили обсудить вопрос доминирующего положения «Аэрофлота» на российском рынке, как одного из факторов риска для участников группы.
Влияние данной группы вряд ли кто-то сможет недооценить. «Аэрофлот» на данном этапе развит до той степени, когда может оказывать значительное влияние на рынок, считает профессор ГосНИИ гражданской авиации А. Фридлянд. Эксперт уточняет, что даже у регуляторов нет такого влияния, как у «Аэрофлота». Национальный перевозчик обслуживает больше 50% внутреннего рынка, потому его политика не может быть незаметной для других игроков авиационной отрасли.
Фридлянд напоминает о ситуации в августе, когда национальный перевозчик несколько дней подряд предлагал только дорогие билеты на Дальний Восток из Москвы. Пассажирам приходилось покупать билеты по 45 тысяч рублей из-за того, что это направление обслуживает только «Аэрофлот». Регулятор сделал вид, что ничего не видит, а пассажиры пока молчат.
Фридлянд считает, что систему влияния на цены группы «Аэрофлот» стоит предусмотреть. Если будет чистая конкуренция, то заниматься регулированием стоимости не нужно будет. Если же конкуренты отсутствуют, то ФАС или Минтранс должны иметь возможность контролировать стоимость перевозки и во время нарушений накладывать штрафы. На сессии присутствовали и представители Минтранса, но не принимали участия в обсуждении.
Наблюдатели в свою очередь считают, что вышеуказанная схема будет не развивать отрасль, а способствовать стагнации. Если в процесс вмешается ФАС, то это приведет к еще большему ограничению конкуренции.
Как уточнил главный редактор «Авиапорта» О. Пантелеев, по итогам прошедших 9 месяцев текущего года. Рыночная доля группы «Аэрофлот» росла медленнее, чем доля конкурентов. Несмотря на большой размах национального перевозчика, другие перевозчики также получают допуски на осуществление международных перевозок. Пантелеев считает, что дальнейшего роста доли «Аэрофлота» не будет.
Регуляторы должны думать об увеличении полномочий в том случае, если монопольная политика «Аэрофлота» будет влиять на весь рынок. Например, если сократится конкуренция на некоторых направлениях из-за деятельности одной компании. Если говорить о Дальнем Востоке, то «Аэрофлот» держит первенство только на некоторых направлениях, уточняет Пантелеев. Эксперт считает, что если «Аэрофлот» не получит роялти, то государство просто не будет иметь рычага в виде внебюджетных средств.