По словам главы Ростуризма Олега Сафонова, технология блокчейна должна в ближайшие 5-10 лет кардинально изменить туристическую сферу. Чиновник решил отметить, что ведомство сейчас активно занимается изучением данного вопроса. Стоит разобраться с возможностями использования блокчейна, которые должны улучшить сервис. Если все будет идти правильно, туристическая индустрия должна измениться в лучшую сторону.
По словам руководителя ведомства блокчейн должен позволить потребителю контактировать не с посредниками, а с производителем. Стоит отметить, что блокчейн — это технология распределенных баз данных, основана на постоянно продлеваемой цепочке определенных записей. Блокчейн подразумевает устойчивость от фальсификации, пересмотру, а также краже информации и взлому. В первозданном виде это было нужно для рынков криптовалют, но позже стало использоваться и в других сферах.
Сафонов утверждает, что сейчас ведомство находится на верном пути и уже через 5-10 лет посредники будут вынуждены уйти из рынка, а потребитель сможет получить более качественный туристический продукт. Если уберется агентская комиссия, можно рассчитывать и на снижение стоимости отдыха. Более того, поставщик продукта должен ответственно относиться к тому, что продает, так как деятельность будет вестись в открытом виде.
Можно догадаться, что подобные высказывания активно обсуждаются на турагентском рынке, представители которого опасаются за свою деятельность. Представители розницы не могут понять, какая роль будет отведена им в такой работе. Если допустить, что предположения Ростуризма окажутся явью, уже через 5-10 лет, агенты могут остаться без работы. Уже сейчас, когда вводится электронная путевка, некоторые опасаются потерь части заработка.
Со своей стороны эксперты не могут не согласиться с тем, что туристическая индустрия требует модернизации. Все бизнес-процессы требуют оцифровки, ведь стоять на одном месте нельзя. Многие представители туристического рынка уже и сами поняли необходимость модернизации и решили обзавестись собственными call-центрами, так как за счет одних только технологий вряд ли выйдет добиться многого.
Не разделяет мнения паникующих Игорь Козлов, генеральный директор туроператора ClickVoyage. Он уточняет, что не нужно путать технологии продаж с рынком. На данный момент можно говорить о том, что блокчейн — это дань моде, которая пока еще не является угрозой для посредников. К тому же 99% туристов вообще не понимают, что это такое.
Как вы думаете, является ли блокчейн прямой угрозой деятельности посредников?