Все больше туристов каждый год едет посмотреть северное сияние, пожить в чумах, покататься на собачьих упряжках и насладиться горячими источниками в сильные морозы. По словам О. Сафонова, главы Ростуризма, организованные туры в Арктику имеют колоссальные перспективы развития. Туризм на Северо-Западе стремительно развивается. Если предпринять меры по увеличению турпотока, можно принимать до 80 тысяч туристов в год.
Эксперты уверены, каждый регион имеет свои достопримечательности, которые достойны внимания. К примеру, в Якутии можно насладиться национальным колоритом местного населения. Северная культура здесь дает о себе знать на каждом шагу. Летом туристы едут в Якутию, чтобы увидеть полярный день и ночь. Кроме этого конец лета — начало осени представляет возможность наблюдать за северным сиянием.
Единственным незамерзающим портом Арктической зоны является порт, находящийся в Мурманской области. Любители круизного отдыха в Арктике могут сюда причаливать круглогодично. Можно организовать комбинированный тур, который будет предлагать не только круиз к вершине планеты, но и снегоходные прогулки или катание на собачьих упряжках. К слову, генеральным директором компании «Арктик Трэвел» был продуман тур на собачьих упряжках до арктического побережья Якутии. Эксперт брал во внимание собственный опыт путешествий по арктическим территориям, потому продумал много нюансов. Герман Арбугаев на себе проверил правильность маршрута. Для этого пришлось проехать 1.5 тыс. км. по покрытому льдом морю Лаптевых.
Арбугаев считает, что столь сложные маршруты подойдут не каждому туристу. Нужно иметь не только высокий доход (так как развлечение не из дешевых), но и обладать навыками поведения в условиях экстремально низкой температуры. Много состоятельных туристов выбирают более комфортный вариант организованных туров в Арктику — не каждый решиться себя отправить в такие условия за свои же деньги. Для тех, кто набрался храбрости и готов испробовать свои силы «Арктик Трэвел» предлагает опыт, хорошую команду и достойное снаряжение.
Перед тем, как отправиться даже в недельный организованный тур в Арктику на собачьих упряжках, туристов учат всему необходимому. Для начала следует пройти школу каюра, научиться управлять и общаться с собаками.
Весной текущего года «Ямалтур» сделал шаг вперед в развитии и начал предлагать отдых иностранным туристам, заключив соглашение о сотрудничестве с австралийским туроператором Intrepid travel. Отдых в Арктике привлекает туристов из США, Германии и Австралии, в августе было принято 29 иностранцев, которые отправились в экспедиционные туры.
Несмотря на то, что популярность данного вида отдыха стремительно растет, арктический туризм нельзя назвать бюджетным. По словам собеседников ТАСС, двухнедельный круиз по реке Лена из Якутска до Тикси может обойтись в 130-140 тыс. рублей, в зависимости от того, какой тип размещения потребует турист. Именно потому 90% клиентов — иностранные туристы.
Представители мэрии Воркуты согласны, что организованные туры в Арктику пока по карману не всем. К примеру, в Воркуте можно воспользоваться 18 постоянными туристическими маршрутами, стоимость которых колеблется в зависимости от времени года. Также играет роль количество гостей и необходимая для использования техника. Если ехать в тур весной, то придется арендовать самолет, а это 300 тысяч рублей в час. Поездка к Северному полюсу и «макушке земли» совершается на атомном ледоколе «50 лет Победы», потому стоимость в среднем 27 000 долларов.
Не только цена мешает активному развитию туризма в Арктике. Есть проблема с инфраструктурой: нет необходимого количества объектов размещения и дорог. На севере Карели есть национальный парк «Паанаярви», который каждый год встречает около 7000 туристов. Это количество могло бы быть гораздо больше, но ограниченная инфраструктура этого не позволяет.
Не все согласны ночевать в палатках, к тому же палаточных стоянок не так много. Чтобы организовать себе летнюю ночевку в парке, нужно подавать заявку еще в феврале. Более того, местным властям нужно заботиться об ознакомлении гостей с правилами поведения. Дело в том, то не все хотят думать о сохранении арктической природы. Современный турист может позволить себе разные виды техники, которые наносят ущерб экологии. Отдельной проблемой считается наличии тракторных дорог, которые очень долго не зарастают.
Главное, о чем нужно помнить, как в медицине — » не навреди». Сотрудники заповедников, которые сопровождают группы, знают как нужно себя вести, но, к сожалению, не все обращаются к ним за помощью.