В 1501 году камень, получивший у местных жителей прозвище «Гигант», был тщательно оценен экспертами заявившими, что он еще подходит для ранее запланированных целей. Они настаивали на исправлении допущенных ошибок только при помощи добавления дополнительных кусков материала. Но нашелся смельчак уверенно заявивший, что сможет из изнеможенной временем и людьми глыбы сотворить шедевр. Власти республики 16 августа 1501 года подписали договор с молодым еще неизвестным парнем двадцати шести лет на создание статуи Давид 5,5 метров. Они не могли представить, что под его инструментами безжизненный мрамор, который неоднократно хотели списать или расколоть приобретет яркую жизнь, войдя в историю своей грандиозностью.
Статуя Давид в руках Микеланджело
Получив работу на своей родине Микеланджело Буонарроти за непродолжительное время, сумел сотворить невероятное. Из бесформенного камня он вытесал идеальные формы человеческого тела. Первоначально он измерял предложенный материал и сделал несколько заготовок из воска и глины, всего насчитывалось более сотни разных набросков, которые помогали ему видеть общую картину. Работая с уже начатым творением, он сразу определил позу Давида и сумел точно обойти недостатки и ошибки предшественников, вытесывая мускулистое мужское тело в намерении совершить подвиг.
Ранее все изображения еврейского царя представлялись на суд зрителей сразу после боя с Голиафом, чья голова повержено лежала у ног победителя, но Микеланджело увидел своего героя за несколько минут до схватки. Он точно передал мимику и решительность каждой мышцы в любую секунду нанести смертельный удар.
По канонам античности статуя «Давид» выполнена обнаженной. Удивительно, что скульптор, не изучавший анатомию, смог четко передать подростковый возраст парня, отмечая непропорционально большую голову и ступни, которые стоят на еще не до конца сформировавшихся костях. Многие профессионалы считают ноги статуи слабым местом, по их мнению, они могут в любой момент под пятиметровой тяжестью треснуть. Но сам автор с уверенностью утверждал, что созданная им конструкция будет жить вечно. Он работал с самоотверженностью без выходных, отказавшись от помощников, и часто ночевал на оборудованных возле мастерской лесах. Сменяющаяся погода, времена года и политические баталии не останавливали вдохновленного Микеланджело, который жил своим произведением храня секрет использованной технологии обтесывания.
До 25 января 1504 года его работа держалась в тайне. Когда пригласили экспертов во главе с Боттичелли, Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, они пришли в восторг от увиденного результата и долгими спорами решили, что получившийся монумент достоин, украшать центральную городскую площадь. Первоначально запланированный религиозный объект получился настолько сильно символизирующим намерение Царя Давида возвыситься над врагами, что стал достоянием Флорентийской республики ведущей борьбу за независимость и несомненным гением человеческого творения этой эпохи.
Транспортировка
Камень, переживший много испытаний и превратившийся в невероятное изваяние человеческих рук, в дальнейшем ожидают несколько сложных испытаний путешествиями, природой и человеческим неуважением. Давид за свою пятисотлетию историю пережила несколько перемещений.
- Дорога в лоджию Ланци из двора церкви Санта Мария дель Фьоре. Это было колоссальное по своему размаху и торжеству событие. Флоренция маленькое государство, перенесшее много тяжелых боев за свою свободу, видело в изваянии символ грядущей победы. Перемещать ее решили в деревянном саркофаге, который специально смастерили братья Сангалло. Подвесив могущественное тело на канаты, предотвращающие от сильных ударов, они защитили его от механических повреждений во время движения. Около четырех дней перекладывая гладкие бревна, тащили гиганта при помощи лебедки за канаты. 8 сентября 1504 года он торжественно занял место на площади Синьоры, где в 1910 году его заменил дубликат.
- Путешествие в 1873 году в защищающие от разрушения стены Академии Изящных Искусств. Эта дорога была вынужденной необходимостью, ведь идеальное творение Микеланджело нещадно разрушалось от природного воздействия. По первоначальному замыслу Статуя Давид поместилась в деревянную повозку и с особой осторожностью доставлялась до нового постамента в конце картинной галереи изготовленного Эмилио де Фабрисом. Несколько лет гигант был закрыт для общего просмотра, и только в 1882 году ожидающая с нетерпением публика смогла снова восхищаться символом флорентийской республики.
Повреждения
Первыми и самыми значительными повреждениями для гиганта останутся неправильные движения инструментом скульптора из Фьезоле. За ним следовало несколько покушений от природы, вандалов и политических фанатиков:
- В 1504 во время перевозки к стенам здания совета на процессию нападают сторонники Медичи, изгнанного ранее правительства. Их попытка нанести какой-либо вред удачно провалилась.
- В 1512 в стоящий на незащищенной территории постамент ударила молния, которая, к счастью, не оставила после себя следов.
- В 1527 во время внутреннего политического конфликта из окон Палаццо бросали камни и мебель. В результате статуя Давид лишилась руки, которую возвращали на место, используя гипс, следы от скорого непрофессионального ремонта видны невооруженным взглядом.
- В 1843 Лоренцо Бартолини сделал неудачную реставрацию, используя грубые разъедающие и режущие технологии. Он нанес непоправимый вред верхнему слою мрамора и заставил переместить творение Микеланджело в закрытое от солнца, влаги и ветра помещение.
- В 1991 художник Пьеро Каната при помощи молота отрубил два пальца с левой ноги царя. Следы его деяния видны до сих пор даже с учетом всех стараний гениев современности.
К своему грандиозному 500-летнему юбилею статуя испытала колоссальную направленную на восстановление реставрацию под руководством современных мастеров каменного дела. В 2003 году она получила вторую жизнь, работники тщательно очистили поверхность от залежей пыли и грязи, придав белому мрамору блеск, приближенный к первоначальному. Сегодня все желающие могут насладиться творением рук гения, не признающего человеческих недостатков и возвышающего людскую физиологию во всех своих трудах. Великолепная работа Микеланджело Буонарроти готова еще долго удивлять посетителей музея своим доведенным до совершенства идеалом.
Копии этой статуи и ее изображения встречаются буквально на каждом лотке уличных продавцов. «Давид» для флорентийцев, наверное, то же что Эйфелева башня для французев
Статуя Давида, точнее ее копии действительно встречаются. И даже во Флоренции. При въезде в этот прекрасный город есть смотровая площадка с шикарным видом и очень приятное кафе. Перед ним также расположена копия статуи Давида, только из бронзы. А площадь, кстати, носит имя автора статуи — площадь Микеланджело.