Домик Петра в Санкт-Петербурге построен в год основания города, это старейшее и первое жилое здание Северной Пальмиры. Предназначенный для временного пребывания царя и будущего императора, дом и побывал в качестве часовни, и стал прижизненным музеем. Привлекательность для туристов обусловлена безусловной подлинностью строения и многих экспонатов, там сохраняемых.
Столь долгая жизнь деревянного строения объясняется тем, что он защищен от погодных воздействий кирпичным павильоном, который и видят посетители в первую очередь.
Выстроить домик Петра в Санкт-Петербурге смогли в легендарно короткий срок – три дня, что по одним сведениям явилось результатом участия самого нетерпеливого государя, другие говорят о сборке уже готового сруба. Расположили царский наблюдательный пункт за строительством Петропавловской крепости на самом берегу Невы, но со временем у реки отняли часть русла отсыпкой и строительством набережной.
Сейчас от домика до воды более 75 метров, их разделяют Петровская набережная и сквер вокруг исторического объекта. Среди зеленой зоны установлен на высоком пьедестале из гранита бюст Петра Великого работы скульптора Жилле (за основу им взят знаменитый бюст работы Растрелли-старшего). Монумент обнесен кованой оградой с петровскими вензелями и гербовыми орлами.
Защитить строение от осадков приказал сам Петр через 20 лет после его строительства, первую арочную галерею создал Доминико Трезини — архитектор Петропавловской крепости, Летнего дворца и многих других достопримечательностей Санкт-Петербурга . Однако от разливов Невы при подъеме уровня вод такая конструкция не спасала, и Екатерина Великая организовала возведение павильона на прочном фундаменте.
Последний вариант защиты выполнен по проекту Кузьмина в 1844 году, именно это сооружение заключает внутри себя петровский домик в наши дни. Кожух из красного кирпича фактически является капитальным строением, обеспечивающим неуязвимость достопримечательности вне зависимости от стихий.
Конструктивно царский домик по устройству почти не отличался от крестьянских деревянных изб. Сруб был набран из обтесанных сосновых бревен (лафет по-плотницки), скрепленных в венцы так называемым соединением в лапу. Единственным существенным отличием от народных жилищ был размер окон, здесь они европейского типа – большого размера с мелкой решеткой под остекление.
Население России привыкло сберегать тепло, в том числе за счет небольших окон. Не имевший отопления дом, используемый царем только в теплое время, позднее получил систему отопления. В сочетании с наружным павильоном это позволяет держать неостекленными часть окон, обеспечивая возможность посетителям снаружи осмотреть интерьер помещений – внутрь домика посетители не допускаются.
Еще одним отличием домика Петра в Санкт-Петербурге от жилищ крестьян была раскраска его стен в цвет красного кирпича, чего потребовал лично царь, мечтавший о столице из каменных зданий. Он же придумал усиление эффекта окраски за счет нанесения рисунка, имитирующего кирпичную кладку. Такой дизайнерский прием применяется в оформлении внутренних интерьеров до сих пор, и Петра следует признать талантливым оформителем.
Особенностью царского жилища, пусть и временного, была всего двухметровая высота двери и чуть большая – потолков помещений. Это объясняется личными пристрастиями царя, хотя при росте 2,04 метра входить в домик ему приходилось пригнувшись – об этом напоминает отметка роста на косяке дверной коробки.
Крыша домика набрана из прообраза черепицы – клиновидных в поперечнике дощечек, имеющих название гонт, скрепляемых между собой подобно шпунтованным половым доскам или современной евровагонке.
Многие посетители, осведомленные об устройстве жилищ наших предков, считают остекление окон домика Петра в Санкт-Петербурге выполненным из слюды, как было заведено издавна на Руси.
Существует большая доля вероятности, что первоначально это так и было, однако слюда – очень хрупкий минерал, и в виде тонких пластинок столь долго он сохраниться не мог. Просто изготовители стекла освоили самые разнообразные рецептуры этого материала, в том числе имитирующую слюдяное остекление.
Такое стекло пропускает солнечный свет, но рассмотреть что-либо в жилище снаружи невозможно. Именно этот эффект схожести стекла со слюдой вводит в заблуждение часть туристов.
Общий вид домика Петра в Санкт-Петербурге, несмотря на отсутствие доступа внутрь, позволяет представить взаимное расположение внутренних помещений. За запертой входной дверью, ранее открывавшейся внутрь строения по северному обычаю (чтобы не затруднялся выход из-за сугробов), располагаются входные сени, ныне скрытые от осмотра. Из сеней направо расположена дверь в столовую, налево – в рабочий кабинет царя. Миниатюрная спальня расположена между большими помещениями, за глухой стеной сеней.
Внутри царского жилища все стены и потолки обтянуты корабельной парусиной. Именно такая отделка была по вкусу царю, и поэтому бревенчатый домик имеет внутри вполне современный вид.
Рабочий кабинет царя не загроможден мебелью, здесь только стол со стульями да секретер. Письменный стол с раскладывающейся столешницей, чтобы работать с крупными листами чертежей. На столе минимум предметов – ажурный подсвечник на три свечи, чернильница с пером, сувенир – модель пушки да любимая трубка из древесины самшита.
Секретер изысканной работы, сделавший бы честь современным дизайнерам мебели, заполнен книгами. Передняя створка откинута, чтобы было видно устройство.
На стене пейзажи и портрет молодого царя, это копия работы с натуры голландца де Моора, который рисовал Петра во время поездки в Голландию.
Нет ничего долговечнее и надежнее чем нечто временное. Шутка конечно, удивительно, что данный памятник пережил столько событий: революция, война, наводнения и пожары. Очень интересная экспозиция, о которой я не знал.
Восторг! Восхитительный государственный муж, превративший отсталую Россию в европейскую страну, с чьим мнением стали считаться. И ведь по сей день авторитет России имеет значение в мировом масштабе! Преклоняюсь перед силой воли Пётра I. А Питер — это ведь не просто город на Неве, это — настоящее окно в Европу… Маленький домик, который стал первым жилым строением на пустыре… Это очень здорово, что до сих пор сохраняется история в своем первозданном облике!