Домик Петра I в Санкт-Петербурге

Погода Aptekarskiy

легкий дождь

1 °C
Ветер
4.81м/с
Давление
764 мм рт. ст.
Влажность
96 %

Домик Петра в Санкт-Петербурге построен в год основания города, это старейшее и первое жилое здание Северной Пальмиры. Предназначенный для временного пребывания царя и будущего императора, дом и побывал в качестве часовни, и стал прижизненным музеем. Привлекательность для туристов обусловлена безусловной подлинностью строения и многих экспонатов, там сохраняемых.

Столь долгая жизнь деревянного строения объясняется тем, что он защищен от погодных воздействий кирпичным павильоном, который и видят посетители в первую очередь.

Выстроить домик Петра в Санкт-Петербурге смогли в легендарно короткий срок – три дня, что по одним сведениям явилось результатом участия самого нетерпеливого государя, другие говорят о сборке уже готового сруба. Расположили царский наблюдательный пункт за строительством Петропавловской крепости на самом берегу Невы, но со временем у реки отняли часть русла отсыпкой и строительством набережной.

Сейчас от домика до воды более 75 метров, их разделяют Петровская набережная и сквер вокруг исторического объекта. Среди зеленой зоны установлен на высоком пьедестале из гранита бюст Петра Великого работы скульптора Жилле (за основу им взят знаменитый бюст работы Растрелли-старшего). Монумент обнесен кованой оградой с петровскими вензелями и гербовыми орлами.

Бюст Петра Великого в сквере, на заднем плане лицевая сторона защитного павильона домика Петра в Санкт-Петербурге.

Защитить строение от осадков приказал сам Петр через 20 лет после его строительства, первую арочную галерею создал Доминико Трезини — архитектор Петропавловской крепости, Летнего дворца и многих других достопримечательностей Санкт-Петербурга . Однако от разливов Невы при подъеме уровня вод такая конструкция не спасала, и Екатерина Великая организовала возведение павильона на прочном фундаменте.

Последний вариант защиты выполнен по проекту Кузьмина в 1844 году, именно это сооружение заключает внутри себя петровский домик в наши дни. Кожух из красного кирпича фактически является капитальным строением, обеспечивающим неуязвимость достопримечательности вне зависимости от стихий.

Оборотная сторона защитного футляра из кирпича, предотвращающего повреждения домика Петра в Санкт-Петербурге.

Конструктивно царский домик по устройству почти не отличался от крестьянских деревянных изб. Сруб был набран из обтесанных сосновых бревен (лафет по-плотницки), скрепленных в венцы так называемым соединением в лапу. Единственным существенным отличием от народных жилищ был размер окон, здесь они европейского типа – большого размера с мелкой решеткой под остекление.

Население России привыкло сберегать тепло, в том числе за счет небольших окон. Не имевший отопления дом, используемый царем только в теплое время, позднее получил систему отопления. В сочетании с наружным павильоном это позволяет держать неостекленными часть окон, обеспечивая возможность посетителям снаружи осмотреть интерьер помещений – внутрь домика посетители не допускаются.

Общий вид домика Петра в Санкт-Петербурге, открывающийся перед посетителями при входе в павильон.

Еще одним отличием домика Петра в Санкт-Петербурге от жилищ крестьян была раскраска его стен в цвет красного кирпича, чего потребовал лично царь, мечтавший о столице из каменных зданий. Он же придумал усиление эффекта окраски за счет нанесения рисунка, имитирующего кирпичную кладку. Такой дизайнерский прием применяется в оформлении внутренних интерьеров до сих пор, и Петра следует признать талантливым оформителем.

Особенностью царского жилища, пусть и временного, была всего двухметровая высота двери и чуть большая – потолков помещений. Это объясняется личными пристрастиями царя, хотя при росте 2,04 метра входить в домик ему приходилось пригнувшись – об этом напоминает отметка роста на косяке дверной коробки.

Крыша домика набрана из прообраза черепицы – клиновидных в поперечнике дощечек, имеющих название гонт, скрепляемых между собой подобно шпунтованным половым доскам или современной евровагонке.

Ракурс, позволяющий подробно рассмотреть стены, дверь и кровлю домика Петра в Санкт-Петербурге.

Многие посетители, осведомленные об устройстве жилищ наших предков, считают остекление окон домика Петра в Санкт-Петербурге выполненным из слюды, как было заведено издавна на Руси.

Существует большая доля вероятности, что первоначально это так и было, однако слюда – очень хрупкий минерал, и в виде тонких пластинок столь долго он сохраниться не мог. Просто изготовители стекла освоили самые разнообразные рецептуры этого материала, в том числе имитирующую слюдяное остекление.

Такое стекло пропускает солнечный свет, но рассмотреть что-либо в жилище снаружи невозможно. Именно этот эффект схожести стекла со слюдой вводит в заблуждение часть туристов.

Огромные окна европейского типа с уникальным остеклением в домике Петра в строящемся Санкт-Петербурге.

Общий вид домика Петра в Санкт-Петербурге, несмотря на отсутствие доступа внутрь, позволяет представить взаимное расположение внутренних помещений. За запертой входной дверью, ранее открывавшейся внутрь строения по северному обычаю (чтобы не затруднялся выход из-за сугробов), располагаются входные сени, ныне скрытые от осмотра. Из сеней направо расположена дверь в столовую, налево – в рабочий кабинет царя. Миниатюрная спальня расположена между большими помещениями, за глухой стеной сеней.

Внутри царского жилища все стены и потолки обтянуты корабельной парусиной. Именно такая отделка была по вкусу царю, и поэтому бревенчатый домик имеет внутри вполне современный вид.

Рабочий кабинет царя не загроможден мебелью, здесь только стол со стульями да секретер. Письменный стол с раскладывающейся столешницей, чтобы работать с крупными листами чертежей. На столе минимум предметов – ажурный подсвечник на три свечи, чернильница с пером, сувенир – модель пушки да любимая трубка из древесины самшита.

Интерьер рабочего кабинета царя – реформатора и строителя новой столицы в домике Петра в Санкт-Петербурге.

Секретер изысканной работы, сделавший бы честь современным дизайнерам мебели, заполнен книгами. Передняя створка откинута, чтобы было видно устройство.

На стене пейзажи и портрет молодого царя, это копия работы с натуры  голландца де Моора, который рисовал Петра во время поездки в Голландию.

1 Комментарий
  1. Нет ничего долговечнее и надежнее чем нечто временное. Шутка конечно, удивительно, что данный памятник пережил столько событий: революция, война, наводнения и пожары. Очень интересная экспозиция, о которой я не знал.


Войдите, чтобы добавить комментарий