Мы уже рассказывали об Эрмитаже в Царском Селе, его великолепной архитектуре и технических диковинках. Поднимающиеся сервированные столы и перемена блюд без появления лакеев требовали места для приготовления пищи. Это происходило в здании, именуемом Эрмитажная кухня, в 150 метрах к северу от места уединенных трапез. Строителем павильона был архитектор Неелов, который сооружал здешнее Адмиралтейство. Эрмитажная кухня имеет с той работой как общие черты, так и различия.
Постройка для приготовления еды была здесь и раньше, при Елизавете Петровне, как и потреблявший блюда и выпечку Эрмитаж. Однако Екатерина Великая затеяла кардинальную переделку всего паркового комплекса. Эрмитажная кухня была выстроена заново, одновременно здание стало входом на территорию парка, отсюда второе название – Красные ворота. Постройка была выполнена как сочетание зарождающегося классицизма и традиционного готического стиля в английской трактовке.
Эрмитажная кухня на местности и вблизи
Образовавшаяся волей великой императрицы панорама Царскосельской резиденции сохранилась до нашего времени. Основные объекты легко опознать на высотной фотографии, где Эрмитажная кухня обозначена надписью и стрелкой. Не виден лишь сам павильон, расположенный южнее кухни, в центре зеленого массива. Между этой зоной парка и дворцом – открытая территория регулярного партера, прочерченная ровными дорожками.
Ровно параллельно видимым парковым дорожкам пролегает и проход, которым Эрмитажная кухня соединяется с павильоном Эрмитаж, в Царском Селе всем известным. Вид населенного пункта за границей усадьбы уже далек от облика екатерининской эпохи, но и в то время за Красными воротами было поселение. Северо-восточный въезд — не для простолюдинов, здесь проезжали экипажи приглашенных на камерные мероприятия узкого круга.
Нынешний вид Красных ворот со стороны городской улицы приведен на заглавной фотографии нашего обзора. Со стороны парковой территории здание кажется более протяженным, скорее всего за счет выступающих с боков ризалитов и большой проездной арки, с другой стороны зауженной за ненадобностью проезда. Явная очередь из проголодавшихся посетителей и выставленные столики летнего кафе демаскируют пункт питания.
Несмотря на толпящихся в ожидании перекуса туристов, просматриваются характерные особенности здания. Эрмитажная кухня выполнена в стиле паркового павильона, чтобы не портить впечатление от резиденции у важных особ (это касается давно прошедших времен). Легко различима ощутимая разница двух уровней, от поверхности земли до карниза и всего, что выше. Еще очевиднее эта разница видна при более близком взгляде.
Соединение стилей
Нижний ярус предстает чистейшим классицизмом, со строгим линиями, прямоугольными формами, характерными белыми деталями. Объемные гирлянды на белом фоне похожи на украшения башен флигелей Адмиралтейства, где классических элементов намного меньше. Белые уступы штробленной кладки под карнизом – тоже характерный пример классического лаконизма и простоты.
Верхней частью здания Эрмитажная кухня являет образец явной готики, причем конкретно английской, несколько тяжеловесной и угловатой. Это вполне объяснимо исходя из творческого пути архитектора Неелова, который наряду с обучением в помощниках у Растрелли прошел и стажировку у английских корифеев именно парковой архитектуры. Привезенный багаж знаний, как в голове, так и на бумаге в виде эскизов и проектов, помогал и ему, и сыновьям.
Династия архитекторов Нееловых – достаточно нечастый пример наследования профессии и стиля работы. Известно несколько их совместных работ, но Эрмитажная кухня к ним не относится. Продолжим о влиянии английской готики, отметив такие явные признаки, как прямые зубцы, круглые и полуциркульные отверстия, ступенчатые пирамиды. Особенно примечательна центральная цилиндрическая башня из двух ярусов, ее конструктивные детали и оформление.
Некоторые заметные и значимые элементы разных стилей заметны на ближнем виде обратного фасада здания. Вверху на углах ни с чем не схожие детали в виде готических треугольников, внизу – чисто классическая ниша арочной формы со статуей. Еще здесь можно оценить оформление парковой окраины, обрамленной парапетом, наполненным водой каналом и травянистым газоном. Вывеска в окне предлагает перекусить, никого из толпившихся в очереди не видно на выходе, видимо, кухня хорошая.
Эрмитажная кухня, конечно, не может быть целевым объектом посещения, если только не разыграется аппетит, ведь точка питания здесь теперь общедоступна. Однако вместе с павильоном Эрмитаж — это уже объект познавательный и любопытный, а вкупе еще и с павильоном Грот становится и вовсе замечательным. Лучше только осмотреть усадьбу полностью, но тогда понадобится весь день, а возможно, и не один.