Фонтан Адам в Петергофе, главное украшение восточной части Нижнего парка, задумал лично император Петр Великий. Он приказал заказать статуи прародителей человечества венецианскому скульптору Джованни Бонацца, определив первоисточник. Таковыми были выбраны парные скульптуры Адама и Евы итальянского ваятеля Антонио Рицци. Статуи с XV века украшают лестницу Дворца дожей в Венеции, сохранившись до наших дней.
Выполнить архитектурную часть проекта император поручил также итальянцу, Николо Микетти. Его Петр пригласил в Россию взамен умершего Леблона, поручив кураторство всех проектов в Петербурге и окрестностях. Зодчий участвовал в сооружении нескольких фонтанов Петергофа, в том числе Большого каскада. Бассейн для первого задания он предложил круглым, но Петр Алексеевич лично исправил на восьмиугольный.
Фонтан Адам в Петергофе – от истории к облику
На собственноручном эскизе Петр изобразил струи фонтана почти вертикальными, высотой превосходящими скульптуру на постаменте. Выполнять высочайшие указания полагалось неукоснительно, таким образом и был устроен фонтан Адам в Петергофе. Исполнители гидравлической части проекта применили сопла водометов, не дробящие струи до мелких капель. Вода падает в бассейн крупными сгустками, блестящими на солнце.
Ваятель Бонацца осмелился несколько изменить облик средневековых статуй в духе современной архитектурной моды. Они были одобрены и установлены как парковые фигуры на время строительства и подведения воды. Фонтан Адам в Петергофе был запущен при жизни Петра Великого, в 1722 году. Ошибочные для этого объекта сведения о пуске в 1726-м относятся к парному фонтану Евы.
На фотографиях обзора видно, что исполнить замысел великого реформатора удалось с точностью. Струи воды вздымаются выше скульптуры, в то же время не заслоняют фигуру Адама. Такой эффект получен за счет отсутствия водяного тумана, неизбежного при ином соотношении давления воды и диаметра сопел. Заметная рябь и волнение водной поверхности приводит к тому, что фонтан Адам в Петергофе заметен издали.
Исключительно живописно выглядят и сами водяные струи во всех фазах своего полета. Монолитная сначала, каждая струя постепенно делится на крупные фрагменты, продолжающие параллельно подниматься и затем падать. Фонтан Адам в Петергофе образует не моросящий в бассейн дождь, это скорее тропический ливень. Удачно и красочно удалось воплотить императорский замысел в украшение Нижнего парка.
Общая композиция и окружение
Чтобы оценить общее композиционное решение и впечатление, фонтан Адам в Петергофе нужно рассматривать издали. Едва возвышающийся над плоскостью бортик бассейна обеспечивает хорошую видимость водной поверхности и следов от струй. Однако не исключено, что в праздники некоторых родов войск бассейн оказывается слишком манящим. Зато вид у фонтана исключительный, особенно на фоне беседок с колоннами.
Трельяжные беседки – улучшенный, облагороженный вариант шпалерных (трельяжных) решеток для вьющихся и лазающих растений. По сути это улучшенный вариант перголы или берсо, выполняют те же функции, но более привлекательны. Довольно сложная конструкция из нескольких колоннад с портиками, фронтонами и вазами на перекрытии способна восхищать. Учитывая то, кто изображен статуей, появляются иные ассоциации.
Нельзя исключать, что придумали поставить трельяжные беседки из желания символизировать Рай, где Адам некогда пребывал. Знатоки библейских преданий лучше смогут развить эту мысль, направление понятно. Таким строениям действительно можно придать райскую красоту, соблюдая некоторые правила ландшафтного и общего дизайна. Надо только умело подобрать растения, чтобы они выделялись на окружающем фоне.
Возможно, что трельяжные беседки, оттеняющие фонтан Адам в Петергофе, оформлены правильно и со знанием дела. Просто фотографировали слишком с дальнего расстояния, и оформляющие растения слились с зеленым фоном растительности парка. Зелень здесь повсюду, поэтому издали беседку не оценить. А вот отходящую на запад аллею вдоль Марлинской набережной, которую украшает фонтан Адам в Петергофе, видно хорошо, и вместе они прекрасны.