Центр развития туризма Челябинской области организовал круглый стол, на котором обсуждались проблемы развития туристической отрасли в регионе. Экскурсии по Уралу привлекают внимание, но почему-то официальные турфирмы не получают стабильного клиента. В рамках заседания от Людмилы Мосиной руководителя Челябинской ассоциации туристических организаций поступило предложение активизироваться в сфере борьбы с нелегальными экскурсиями по территории Южного Урала.
Мосина возмущена тем, что есть фирмы, которые работают легально, платят зарплаты, налоги, соблюдают полностью все правила перевозок в автобусах, но при этом имеют конкурентов, которые ничего этого не делают. Они просто в социальных сетях обсуждают все подробности поездки, а деньги за продукт просят перевести на карточку. Нелегальные участники туристического рынка даже копируют маршруты сертифицированных операторов, только предлагают их по низкой стоимости. Директор уверена, что на этот процесс можно повлиять только с юридической стороны.
Ситуацию в регионе необходимо мониторить — часто делать контрольные закупки, чтобы выявить недобросовестные фирмы. Далее нужно создавать жалобы в Роспотребнадзор, которой и должен решить проблему в суде. Есть люди, которые предлагают туристические услуги, но при этом не являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Факт ведения незаконной деятельности «на лицо», а это уголовно наказуемо. Несомненно, туристы обращают внимание на такие фирмы, так как низкая стоимость продукта делает свое дело. Не все вникают в вопросы безопасности. Практически никто не спрашивает о наличии всех необходимых документов у той фирмы, к которой обращается. По словам директора Центра развития туризма Челябинской области Дмитрия Столбова этот вопрос следует решать общими усилиями.
Эксперт считает, что сначала нужно отправлять информацию о нелегальной деятельности в муниципалитеты. Также к вопросу можно привлечь и прокуратуру. Вопрос чрезвычайно важен, так как большая часть туров, организованных нелегальными участниками туристического рынка, приходится на детский туризм. По словам учредителя поставщика туристического продукта «Саттурн» Н. Банниковой сейчас, как учителя, так и родители предпочитают выбирать то, что дешевле. Они не обращают внимания даже на отсутствие экскурсовода.
У председателя Челябинского клуба экскурсоводов А. Шапиро, есть и другое видение ситуации. Несомненно, нелегальная деятельность должна быть наказана, но следует понимать что многим экскурсоводам приходится работать нелегально вынужденно так как сейчас нет достаточного количества заказов. Гиды остались невостребованными, так как компания их на работу не берут. Проблема присуща не только новичкам, но и опытным работникам. Эти люди оказались брошенными, но им нужно как-то зарабатывать на жизнь. Иногда заказы поступают от гостиниц, но все равно их очень мало.
В целях безопасности возможно лучше пользоваться услугами официальных турфирм. Но всегда найдутся люди, которые хотят сэкономить, поэтому они и обращаются к нелегалам. А социальные сети вообще удобная вещь для того, чтобы зарабатывать, и налоги не платить.
Пускай лучше цены снижают, тогда толку будет больше. Ловить теневых экскурсоводов каждый может, но нужно ведь думать почему люди идут именно к ним. Что туристов не устраивает в официальных туристических компаниях? Понятно, что цены там явно выше, чем по черному рынку, и это один из камней преткновения. Улучшать условия туризма, сбрасывать цены и параллельно бороться с теневыми экскурсоводами, тогда только будет шикарный эффект от всего этого. Тема прибыльная, но нужно знать меру и следить за рынком цен.
>
А давайте весь бизнес у нас теневым будет. Маршруточники без разрешений, пирожками все домохозяйки выйдут торговать на улицу, риэлторы объявления на столбах развесят. Ну а что, дешевле же, чем если налоги платишь. Только вот государство по-прежнему должно нам будет дороги, школы, больницы и пенсии.
У каждого своя правда. У нас сейчас весь бизнес на 80% теневой. А насчет снижения цен Артем прав. Возьмите авиакомпании, цены сопоставимы с передвижением на поезде. И результат — самолеты летают полные, отрасль развивается. А суровые челябинские турфирмы вероятно по цене хотят конкурировать с сочинскими курортами. Только и для них есть конкуренты. И потом, как власти собираются выявлять «теневые» турфирмы? Механизма то нет. Здесь нужна грамотная налоговая политика в совокупности с жестким контролем. Ну и конечно сервис и услуги. Просто так платить деньги люди уже не будут, не те времена. А челябинцам просто надо подумать головой и создать конкурентные преимущества. Но думать головой самая сложная работа.