О загадочном храме Бантей Кдей, что в переводе означает «Цитадель монашеских келий», известно немногое. Стела так и не была найдена при раскопках, поэтому неизвестно ни кому был посвящен этот храм, ни когда его освятили, ни его оригинальное название. Доподлинно известно одно – это сооружение было задумано и построено как буддистский монастырь при правлении короля Джаявармана VII.
Состоящий из множества полуразрушенных галерей и переходов, руин башен и внутренних двориков, Бантей Кдей – один из немногих храмов Ангкора, сохранившихся в том виде, в котором они были обнаружены французскими исследователями в XIX веке.
Комплекс был очищен от тропической растительности и деревьев в 20-е годы XX века, но масштабные реставрационные работы до последнего времени обходили его стороной.
История храма
Надпись, найденная в западной гопуре третьего круга ограждений, явно была высечена на камне более древней постройки, которая датируется временами правления Раджендравармана II в X веке. Поэтому принято считать, что храм был построен на месте старого индуистского святилища в 1181 году в эпоху правления Джаявармана VII.
Джаяварман VII пришел к власти в возрасте 55 лет после победы над армией чамов, несколькими годами ранее захвативших и разграбивших великую столицу Ангкор. Став верховным правителем, он сразу же приступил к восстановлению империи и построил Ангкор Тхом, Байон, Та Пром и многре другие храмы, больницы и приюты для паломников, за что получил прозвище «Великий строитель».
Джаяварман VII был первым королем Камбоджеши, принявшим буддизм и провозгласившим его государственной религией. Это дает основание предполагать, что этот монастырь, как и другие культовые сооружения, построенные Джаяварманом, предназначался для буддистских богослужений и изучения священных текстов.
Возможно, что Бантей Кдей был посвящен непосредственно Будде. На эту мысль наводят сохранившиеся статуи и многочисленные изображения Будды и сцен из его жизни на барельефах. Также есть версия, согласно которой Бантей Кдей входил в число трех религиозных комплексов, олицетворявших три важнейших фигуры в буддизме: Праджняпарамиту, олицетворявшую Совершенную мудрость и Учение Махаяны, в Та Пром, бодхисаттву Авалокитешвару в Преах Кхан и самого Будду в Бантей Кдей. Все три монастыря были построены в один и тот же период по похожим планам и имеют ряд одинаковых особенностей.
В XIII веке при короле Индравармане II монастырь был расширен, многие его части перестроены. Буддизм перестал быть государственной религией, и Бантей Кдей был превращен в индуистское святилище, а многие изображения Будды уничтожены или повреждены.
В XV веке империя пришла в упадок под натиском завоевателей и внутренних проблем, и Ангкор был навсегда покинут его жителями. Храмы и дворцы были поглощены джунглями и преданы забвению, и о них знали только местные жители. Всемирную славу Ангкору принесли французы – Анри Муо открыл его для западной цивилизации в XIX веке, а Анри Маршаль провел огромную работу по расчистке и консервации объектов Ангкора.
Архитектура Бантей Кдей
Бантей Кдей построен в стиле Байон с элементами стиля Ангкор-Ват. Его планировка напоминает Та Пром и Преах Кхан, но отличается меньшими размерами. Территорию комплекса опоясывают два круга внешних оград, за которыми находятся две концентрические галереи с башнями и главное святилище посередине.
Планировка монастыря сочетает в себе архитектурные особенности буддистского монастыря с одноуровневыми строениями и храма-горы, воплощающего индуистскую концепцию мироздания, для которого характерно наличие рва, пяти башен в центре и постепенное увеличение высоты стен от периферии по направлению к главному святилищу.
Внешняя стена из латерита и вулканического камня имеет внушительные размеры 700 на 500 метров. Входами служили четыре сориентированные по сторонам света башни-гопуры из песчаника, из которых лучше всего сохранилась восточная башня, увенчанная лицами Авалокитешвары на каждой из сторон и изображениями Гаруды по углам.
За внешней стеной находится третье кольцо ограждений размером 320 на 300 метров, окруженное рвом шириной 25 метров. С запада и востока ров перекрыт дамбами, по которым можно пройти к гопурам второго кольца через крестообразные террасы с великолепными балюстрадами, украшенными скульптурами нагов и львов.
Стены третьего кольца сложены из латерита и хорошо сохранились. Крестообразная западная гопура имеет три входа, ее стены украшены орнаментами и небольшими скульптурами. Пройдя через нее, посетители попадают на мостовую, обрамленную фигурами нагов, которая ведет к входу в галереи, служащие вторым поясом ограждений.
С восточной стороны путь к храму ведет через гопуру со статуей Будды, установленной внутри. Между вторым и третьим поясом ограждений находится так называемый «Зал танцовщиц» — прямоугольное строение с четырьмя маленькими двориками и колоннами, декорированными барельефами с изображениями небесных танцовщиц — апсар. Неподалеку расположено еще одно интересное здание с массивными колоннами, назначение которого неизвестно. Такие же здания есть и в Та Пром, поэтому считается, что они выполняли одинаковые функции: зал с апсарами могла служить помещением для ритуальных танцев, а постройка с колоннами – покоями, предназначенными для короля.
Второе кольцо периметром 58 на 50 метров представляет собой концентрические галереи, прерываемые двумя гопурами с западной и восточной сторон и входными проемами на севере и юге. Своды галерей сильно разрушены во многих местах, а колонны сохранились лучше, и многие из них продолжают стоять на своих местах.
Следующее, четвертое кольцо окружает сакральное пространство размером 36 на 30 метров и состоит из галерей с четырьмя невысокими гопурами и массивными угловыми башнями. В одном из внутренних дворов находятся здания так называемых «библиотек» – небольших зданий, которые могли использоваться для некоторых ритуалов или хранения священных текстов и других атрибутов.
Само святилище расположено в центральной башне в небольшом помещении 2,5 на 2,5 метра. С двух сторон, северной и западной, оно соединено с гопурами крестообразными галереями, а с других, западной и восточной, оно открыто, и к нему можно попасть через два вестибюля с изображениями апсар.
На сегодняшний день Бантей Кдей находится в довольно разрушенном состоянии, а многие коридоры и башни закрыты для посещения из опасения возможных обрушений.
Грандиозное строительство, которое вел великий король Кхмерской империи, требовало огромного количеств строительных материалов, в частности, камня, все окрестные месторождения которого были к тому времени исчерпаны. Поэтому многие постройки того периода собраны из низкосортного песчаника, в отличие от латеритовых сооружений эпохи строительства Ангкор-Вата. Очевидно, король требовал от своих инженеров быстрого темпа работ, что послужило причиной конструктивных недочетов и многочисленных перепланировок в ходе строительства. Как результат, храмы разрушались не только под воздействием времени и джунглей, они были обречены на гибель своими создателями.
Интересные факты
- Центральное святилище и галереи выполнены в стиле Ангкор Ват, что позволяет некоторым исследователям относить эти постройки к более ранней эпохе, чем строительство монастырского комплекса.
- В 2001 году при раскопках в Бантей Кдей были найдены тайники с 274 статуями Будды, выполненными из песчаника.
- Буддистские монахи жили на территории Бантей Кдей вплоть до 60-х годов XX века.
- К востоку от храма находится искусственное озеро Сра Сранг размером 700 на 350 метров, построенное еще в X веке, но оформленное Джаяварманом II.
- Считается, что Бантей Кдей стал первым храмом, возведенным Джаяварманом II.
- Существует гипотеза, что определенные объекты Ангкора, в числе которых и Бантей Кдей, являются ни чем иным, как земной проекцией созвездия Дракона на момент 10 500 года до нашей эры. Такая разница во времени объясняется тем, что камоджийские святыни были построены на месте других, гораздо более древних, сооружений.