Заппейон – впечатляющее здание классического стиля вблизи Национального сада в Афинах. Как только не именуют это архитектурное произведение австрийского зодчего Теофила фон Хансена: и дворцом, и конгресс-холлом, и ярмарочным центром, и все наименования соответствуют действительности. Отчасти это и некрополь инициатора и инвестора строительства – Евангелиса Заппаса, чья голова в ковчеге из серебра покоится в левом крыле здания, а названо оно по его фамилии.
Строительство здания было завершено в 1888 году под руководством двоюродного брата мецената Евангелиса Заппаса – Константиноса. Конгресс-холл Заппейон имеет центральный фасад с двойной колоннадой и кессонного потолка, опирающегося на портик и капители колонн.
Основной корпус галереями соединен с фланговыми пристройками, которые соединены между собой круговой галереей с внутренней ротондой. По обеим сторонам центрального фасада установлены скульптурные памятники Евангелису и Константиносу Заппасам.
Дворец изначально строился для проведения части соревнований греческих Олимпий – соревнований, восстановленных и спонсируемых семейством Заппасов. Кроме этих национальных соревнований, Заппейон был задействован для фехтовальных поединков первой Олимпиады современности в 1896 году.
При проведении внеочередных Игр 1906 года в ознаменование 10-летия возобновления олимпийских турниров, которое МОК разрешил, но официально не признал, Заппейон играл роль олимпийской деревни. В 2004 году дворец был пресс-центром афинской Олимпиады.
Выполнял Заппейон и множество других функций, побывав и центром радиовещания в течение 40 лет, и госпиталем во время мировых войн, и складом оккупационных сил фашистской Германии. Наличие внутри здания почти двух десятков залов позволил дворцу быть прекрасным выставочным центром, местом проведения ярмарок и вернисажей, даже фестивалей искусств.
Круговая галерея Заппейона никакой грандиозности не представляет, да это и не было целью строителей. Все красоты ротонды можно видеть только изнутри дворца, снаружи сооружение в его тыльной части смотрится достаточно скромно.
Конгресс-холл Заппейон окружен небольшим собственным парком из лиственных и хвойных деревьев, среди которых размещены скульптуры на постаментах. Выполненная в форме подковы в плане галерея окружена повторяющим ее контур рядом мандариновых деревьев по краю тротуара.
Между пешеходной дорожкой и стеной галереи такой же подковой протянулась живая изгородь из подстриженных кустарников. Галерея соединяется в боковыми фасадами здания, в левом из них можно, зайдя внутрь, обнаружить табличку на месте захоронения ковчега с головой Евангелиса Заппаса.
С дальней оконечности площади перед Заппейоном можно в полной мере оценить удачный выбор места расположения дворца и тщательность проработки оформления прилегающей территории. На фоне гряды холмов слегка размытой расцветки насыщенная зелень парковых посадок смотрится особенно выигрышно.
В архитектурном плане точно выбраны пропорции составляющих элементов здания, которые расположены в логичной последовательности и не заслоняют друг друга от обозрения.
Просторная площадь прекрасно может использоваться в разнообразных целях, от концертов до народных гуляний. Многочисленные флагштоки вдоль фасада и на противоположной кромке площади свидетельствуют о проведении здесь и официальных встреч и конгрессов, предусматривающих водружение государственных флагов.
В день празднования годовщины Победы по традиции – 9 мая около конгресс-холла Заппейон организовываются праздничные мероприятия чествования ветеранов, в том числе приглашаются ветераны из России.
Не менее впечатляет прямой вид на фасад Заппейона с некоторого отдаления. Две дорожки по живописному парку разделены широким ровным газоном, обсаженным вдоль проходов цветущими невысокими кустарниками.
Широченная лестница, ведущая к площади перед дворцом, ограждена парапетом с декоративными вазами на столбиках в окончаниях ограждений. С уровня парковой территории здание смотрится особенно внушительно и в какой-то мере торжественно, особенно с греческим флагом на древке в высшей точке фасада.
Отсюда весьма выигрышно выглядят высокие кипарисы по сторонам колоннады, перед которыми выделяются скульптурные памятники братьям Заппасам.
Под стать внешнему виду дворца и оформление его интерьеров, также выдержанное в стиле классицизма. Умеренно торжественно сочетание сероватого полового покрытия из каменных плит и расцветки стен, сочетающей белые и карминные тона.
Добавляют выразительности внутреннему облику Заппейона многочисленные белые колонны с витыми капителями, которые обрамляют проход к внутренней ротонде дворца.
Не представляет труда определить персонажей портретов по сторонам центрального прохода. Конечно же, это Евангелис Заппас и его двоюродный брат Константинос, организовавшие и обеспечившие строительство этого примечательного сооружения.
Внутренняя ротонда конгресс-холла – пожалуй, самая оригинальная и выдающаяся составляющая Заппейона. Два круговых ряда колонн держат перекрытие, на котором выполнены еще два ряда колонн верхнего яруса с перекрытием над ним.
Неброская клумба с травой и цветами образует некий фокус внутреннего пространства, как бы призывающий к сосредоточению. Необычность обстановки образуется открытым небом над головой вместо привычного в подобных зданиях потолка.
В таком помещении достаточно легко представить концерт или ярмарку, а вот международный симпозиум либо конференцию – несколько затруднительно. Впрочем, вполне возможно, что это просто стереотип мышления и любое мероприятие здесь будет проходить одинаково успешно и плодотворно.
Потолки ярусов галерей ротонды украшены росписями, выполненными одновременно лаконично и очень выразительно. Использована основа в виде геометрического орнамента, сочетающего квадраты и вписанные в них окружности.
Элементами украшения служит чередование цветов, скромные растительные фрагменты и узоры в свободных секторах. Подобное сочетание цветов и линий отчего-то ассоциирует с национальными греческими костюмами, а в голове слышится ритм сиртаки.
Впрочем, подобные сугубо личные ассоциации в обзоре едва ли уместны, и каждый волен считать это рассуждение лишним и просто забыть.
Посещение такого объекта, как Заппейон, не требует большой траты времени. Он расположен близко к значимым памятникам гораздо более древних времен и может быть включен в любой маршрут как дополнение. А посещения этот объект достоин и за собственную историю, за связь с историей спорта и просто за его красоту.