Последнее из сооружений усадьбы Архангельское, храм-усыпальница Колоннада, по прямому назначению не использовалось. Из-за начавшейся Первой мировой войны, последовавших позднее революций прах захоронений возле храма Архангела Михаила там и остался, перенос в мавзолей не был осуществлен. Творение архитектора Клейна, автора проекта Музея изящных искусств (ныне ГМИИ имени Пушкина), стало центральным элементом ландшафта восточной части усадьбы.
Начиная со второй половины XVIII века, в зодчестве стало популярным эклектическое направление, то есть возврат к ранее осуществленным идеям и проектам. Специалисты считают, что храм-усыпальница Колоннада имел предшественником Казанский собор в Санкт-Петербурге. Сходство общего замысла этих строений очевидно, различия между ними также хорошо заметны.
Питерский храм Воронихина на столетие старше, конструктивно он выглядит более цельным и единым. Храм-усыпальница Колоннада выглядит как неплотное соединение полукруглых галерей с центральным строением, но только до более подробного рассмотрения. Оба эти сооружения похожи на план гигантского телескопа, собирающего внимание публики к центру.
Храм-усыпальница Колоннада как шедевр зодчества
Боковые крылья строения в виде крытых галерей расходятся от центра, откуда только и можно войти на подиумы между колоннами. Трехсторонние портики по краям не оборудованы лестницами, только замыкают архитектурный объем. Колонны использованы простейшего устройства, без пышных декоративных элементов.
Крайние колонны, поддерживающие портики фасадов галерей, выбраны квадратного сечения, все остальные – круглые. Отсутствуют какие-либо ограждения между стволами колонн, что создает впечатление открытого пространства для прогуливающихся. Никуда, кроме как в храм-усыпальницу Колоннада, отсюда пройти невозможно.
Центральная храмовая часть значительно выдается на запад от общей линии фронта сооружения. Особенностью планировочного решения стало расположение апсиды не с восточной стороны храма, а ровно наоборот. Впрочем, такое встречается не столь уж редко и в православии, и в католических церквях и соборах.
Храм-усыпальница Колоннада выполнен как строение в трех уровнях, верхним ярусом была собственно церковь. Ниже оборудована часовня, как это было принято в семейных святилищах, уже без алтарной части. Подземный мавзолей располагался традиционно для подобных склепов, однако было ли завершено его оборудование, данных нет.
Главный фасад сооружения выполнен с использованием иных архитектурных элементов, нежели боковые колоннады галерей. Капители колонн коринфского ордера украшены растительными орнаментами, их стволы снабжены продольными желобками (каннелюрами). Портик и фронтон украшены скромнее, зато барабан главного купола сохранил скульптурную лепку Бархина.
Общая планировка всей территории, центром которой предстает храм-усыпальница Колоннада, наиболее зримо предстает на высотной фотографии. Налицо композиционное единство травяных газонов и пешеходных дорожек со строениями, лестницами и балюстрадами. Все проходы приводят к центральному храму, где предполагалось захоронение почивших ранее членов семейства Юсуповых, владевших усадьбой с 1810 года.
Могилу младшей княгини Юсуповой со статуей работы Антокольского мы описывали в материале о храме Архангела Михаила в усадьбе Архангельское. Там же был похоронен старший из братьев Юсуповых, Николай, погибший на дуэли в 1908 году. Влюбленный юноша был вынужден принять вызов ревнивого супруга, дважды стрелял в воздух, а противник его не пожалел. Младший брат Феликс, участник ликвидации Распутина, прервал родовое проклятие Юсуповых за отказ от мусульманской веры в древности, дожив до 1967 года.
Современное использование Колоннады
Подобно многим декоративным и вспомогательным сооружениям бывших усадеб, ставших музеями-заповедниками, храм-усыпальница Колоннада используется в выставочных целях. В этом она схожа с ранее описанной Каменной кладовой над оврагом в музее-усадьбе Архангельское. Поскольку актуальность информации о выставочных мероприятиях быстро устаревает, подробно комментировать представленные экспонаты не имеет смысла.
Судя по отсутствию оконных проемов и спускающейся сверху лестнице, выставка организована в помещении, ранее предназначавшемся под мавзолей. Сохранившееся либо восстановленное мозаичное покрытие пола, арочные ниши и сложной конфигурации своды образуют прекрасный фон для художественных произведений.
Столь же гармонично храм-усыпальница Колоннада сочетается с окружающим природным и рукотворным ландшафтом. Персонал музея-усадьбы поддерживает близкое к идеалу состояние прилегающей территории. Сохранена предусмотренная изначально регулярная планировка с четкими линиями дорожек, окаймленных неброскими цветниками.
Усадьба Архангельское, принадлежавшая за три с лишним столетия нескольким семействам видных аристократов, с 1918 года стала музеем. Мы описали еще не все строения на этой территории, удаленной от столицы на 20 км к западу. Надеемся заинтересовать наших читателей следующими публикациями, а в идеале – побудив на посещение.