Сооружением двойного назначения может считаться Каменная кладовая над оврагом в усадьбе Архангельское. Основным было хранение продовольственных запасов, попутно мощные фундаменты строения удерживали от разрушения откосы оврага, в котором была проложена дорога.
Строение состоит из нижнего каменного яруса и деревянной надстройки в двух уровнях, верхний из которых выглядит как мезонин особняка. В сложенном из кирпича нижнем этаже по центру располагается арочный проем классического очертания, который выводит на нисходящую лестницу спуска к дороге. По краям две ложных арки, уже напоминающие готические, в них располагаются дверные проемы.
Каменная кладовая над оврагом – история и наше время
Ремонт после наполеоновских разрушений со значительной переделкой выполнялся в 1813 году крепостным зодчим Стрижаковым по проекту Осипа Бове. Хотя изначально Каменная кладовая над оврагом была построена еще в XVIII веке неизвестным архитектором, значение строения во многом складывается из факта причастности Бове.
Известен выдающийся вклад этого архитектора в восстановление московских зданий после наполеоновского пожара, а вот постройками хозяйственного назначения он почти не занимался.
Нынешнее использование архитектурного памятника определяется музейной деятельностью заповедника Архангельское. Здесь устраивают периодические выставки и вернисажи творческого характера, проводятся национальные праздники и другие массовые мероприятия.
Уже на лестничной клетке развешены черно- белые листы графических работ и яркие, красочные картины на сюжеты народных увеселений. Проем выполнен из аккуратно обработанных и плотно подогнанных бревен, деревянные перила и балюстрада наверху окрашены белой краской.
Летом 2017 года Каменная кладовая над оврагом размещала тематическую выставку О нарядах и обрядах. Экспозиция включала подборку русских национальных костюмов на разные случаи и ряд художественных произведений. Представлены графические работы Ивана Кириллова и живописные полотна его супруги Марии Подкопаевой, созвучные тематике этого комплексного мероприятия.
Выставка скомпонована как своеобразный календарь, отражающий смену сезонов и народные праздники. Лаконичные по цвету графические листы представляют человеческие образы через облик и мимику лиц. Вывешенные на бревенчатых стенах яркие картины дополняются нарядами различного назначения. На центральном подиуме – жених и невеста в старинных свадебных одеяниях.
Стоящий спиной манекен мужчины наряжен в одежду для полевых работ, женский в профиль одет по-праздничному, к Пасхе. Широко представлены расшитые орнаментами полотенца, игравшие большую роль в народном быту. Ими украшали божницы, они же сопровождали человека от рождения до ухода из земной жизни. Перегороженная лестница наверх свидетельствует, что комнаты мезонина выставкой не задействованы.
Праздники, будни и народные костюмы
По количеству представленных на выставке произведений в семейном дуэте художников лидирует Мария Подкопаева. Многоцветностью рисунков ее картины схожи с полотнами учителя, покинувшего нас в 2017 году Ильи Глазунова. Волей случая смерть ведущего художника страны пришлась на время проведения выставки, которую проводила Каменная кладовая над оврагом в Архангельском.
Сцены народного быта на представленных картинах охватывают и повседневные моменты, и знаменательные события. Прописана до деталей процедура подготовки невесты к свадебному обряду и другие сюжеты. Фоном на некоторых полотнах избран интерьер крестьянской избы, словно повторяющий облик выставочного зала, который предоставила Каменная кладовая над оврагом.
Галерея живописных полотен включает сцены сезонных полевых работ, празднование церковные и народны, жанровые бытовые сюжеты. Поблизости от картин с обмолотом зерна и связанными снопами помещен костюм жницы, на помосте для наглядности выложен серп. Костюм вовсе не выглядит повседневным, не слишком уступая праздничному наряду по соседству.
Народные русские женские наряды в старину имели свободный широкий покрой, характерный расширяющимся книзу подолом. Платья и сарафаны подпоясывали ремешками либо контрастной расцветки, либо в тон одежде. Посетителям выставки, заинтересовавшимся народными костюмами, следует посетить Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, где представлены наряды многих народов.
Сувенирная торговля
Справа от сквозной арки с выходом на дорожку расположен вход в сувенирную лавку, помещение для которой предоставила Каменная кладовая над оврагом. Широко распахнутая и зафиксированная в открытом положении дверная створка закрывает вывеску с расписанием работы, но она дублируется выносным стендом.
Расположена Каменная кладовая над оврагом буквально в нескольких шагах от Святых ворот, где начинается аллея к храму Архангела Михаила в Архангельском. Такое соседство обеспечивает постоянный приток клиентов заведения, посещающих старейшее строение усадьбы. Об ассортименте и качестве предлагаемых товаров можно узнать, только войдя внутрь сувенирной лавки.
Предлагаемые товары отвечают самым высоким стандартам качества. На полках деревянных стеллажей представлены эксклюзивные книги и другая полиграфическая продукция, качественные текстильные изделия, фарфоровая посуда от известных производителей. Есть также кустарные изделия местных вышивальщиц, оригинальные и привлекательные.
Однако наш обзор – не реклама сувенирного магазинчика, а информация о исторической достопримечательности. Посетив попутно к другим объектам усадьбы и Каменную кладовую над оврагом, вы познакомитесь с редкой работой известного архитектора. В сквозную арку строения можно выйти на парковую дорожку и прогуляться в парке.