Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге

Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге

yetnograficheskiy-muzey-countryscanner-1-1024x678.jpg

Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге не раз менял название, статус и подчиненность. Неизменным с момента основания оставалась этнографическая тематика экспозиций, повествующих о народах и народностях обширной Российской империи. Широко освещены повседневная жизнь и праздники, бытовые условия и ремесла, религия и типичные одежды. Размещение этнографического музея в Санкт-Петербурге также неизменно, здание было задумано изначально под этот музей.

Проект здания выполнен архитектором Свиньиным, он же курировал строительство и отделку  одного из красивейших зданий города. Более того, именно Свиньин разработал общую концепцию комплекса, призванного увековечить память императора Александра III – Императорского музея. Работа выполнялась по поручению взошедшего на престол Николая II, почитавшего память отца и пожелавшего увековечить его заслуги собранием искусств и свидетельств быта населения.

Грандиозное хранилище, известное теперь как Русский музей, было решено разместить в Михайловском дворце и новых зданиях. Дворец спроектирован величайшим мастером зодчества Карло Росси, Свиньин лишь приспособил здание под музейные экспозиции. Отдельное здание для отдела этнографии России выполнено полностью под руководством Свиньина, от проекта до воплощения. Работа получилась великолепная, при визите в этнографический музей в Санкт-Петербурге посетители оценят лично этот шедевр архитектуры неподалеку от площади Искусств.

Здание классического типа по проекту Свиньина, в котором с момента постройки размещается этнографический музей в Санкт-Петербурге.

Центральный корпус здания одноэтажный, что позволяет использовать в некоторых помещениях освещение через прозрачный потолок. Остальная часть имеет два этажа, состоит из трех ризалитов, основными элементами украшения выступают классические колонны, в центральной части использованы и пилоны. Фасады украшены выпуклыми изображениями, тематика барельефов  соответствует архитектурной моде того времени и музейной специфике. В центре здания установлены две пары колонн с входными дверями между ними.

Этнография – термин общепринятый, однако употребляется не слишком часто. Но специфика освещаемой стороны жизни общества становится понятной из первых осматриваемых экспозиций. Выразительный триптих на тему праздничного гуляния в национальных костюмах дает понимание предмета деятельности учреждения.

Многие тысячи натуральных экспонатов – одеяний и предметов быта, орудий труда ремесленников и крестьян дополняются фотографиями и рисунками. Демонстрация экспонатов в витринах дополняется инсталляциями различных сцен жизни и быта населения.

Этнографический музей в Санкт-Петербурге открывается красочным триптихом, изображающим празднование в народных костюмах.

Империя к моменту основания этнографического музея в Санкт-Петербурге оформила свои границы в известном нам состоянии. В состав государства входила Украина, Белоруссия и Прибалтика, Бессарабия (позднее именуемая Молдавией), часть Польши, Финляндия. Владела Россия Северным Кавказом и Закавказьем, территорией нынешнего Казахстана и Средней Азией. Последние из названных были присоединены именно в царствование Александра III, отличавшееся отсутствием существенных конфликтов. Императора даже почти официально именовали Миротворцем.

Следующий император оказался благодарным потомком, пожелав увековечить отцовскую память необычным образом. Создание Русского музея – гораздо более успешное и достойное деяние, нежели правление Николая своим государством. Общепринята версия, что слабость его как монарха во многом привело к крушению династии. В ставшем позднее самостоятельным учреждением бывшем отделе Русского музея специально заложен памятный зал Александра III, предназначенный конкретно прославлять отца последнего монарха.

Холл и мраморный зал

Нынешних посетителей музея этнографии в Санкт-Петербурге поражает красота и габариты Мраморного зала, а также холла после входа в здание. При этом многих озадачивает пустота этих помещений, образовавшаяся от неполного воплощения авторского замысла архитектора. Задумано было в центре Мраморного зала установить парадную статую Александра III, скорее всего немалых размеров. Однако нехватка средств из-за начавшейся Первой мировой войны, перешедшей в революцию в России, помешала осуществить задуманное.

 

Вход из холла в зал оформлен арочным проемом из камня того же цвета, что и стенные панели. Иначе выглядит вход в музейные экспозиции – здесь образована округлая ниша под полусферическим сводом, отделенным от коридора рельефной белокаменной аркой. Окружность свода ниши украшена крупными барельефами с монументальными изображениями и узорами. Сам Мраморный зал демонстрирует красоту и разнообразие оттенков лучшего поделочного камня, применяемого в строительстве зданий и создании скульптур.

Периметр помещения отделан мрамором нежных цветов, под основанием колоннады выполнены барельефы сплошной полосой. Изображения также планировалось переделать в мраморные, однако недостаток финансирования прервал работы и они остались гипсовыми. Полностью осуществлен замысел по колоннаде, ее составляющие выполнены из цельных глыб камня и выглядят очень впечатляюще. Застекленный потолок обеспечивает хорошую освещенность зала.

Народы восточной Европы

Раздел о европейских окраинах Российской империи включает две самостоятельные выставочные площадки. Отдельно размещены материалы по этнографии Украины, Белоруссии и Молдавии, ранее называвшейся Бессарабией. Другое помещение отведено под экспозицию, посвященную Прибалтике и другим народностям северо-западной части российской территории. Исторические связи народов всех этих стран с Россией разнообразны по характеру отношений, сложность этих процессов предопределена географическим положением в Европе.

Все государства восточной части континента расположены в окружении могущественных игроков, стремившихся к увеличению территорий за счет соседей. Кроме России, к таковым относятся Германия, Швеция и Турция. Польша выступала в разные периоды и захватчиком чужих земель, и жертвой ответных посягательств. Были времена величия у Литвы, Великое княжество которой простиралось в былые времена до Черного моря.

Кроме гораздо более подробного изложения происхождений перечисленных народов и их истории, этнографический музей в Санкт-Петербурге демонстрирует много вещественных экспонатов. Образцы национальных костюмов представлены в различных выставочных форматах. Есть объемные витрины с наряженными манекенами, возле стен расположены застекленные стенды. В сооружении выставочных объектов использованы дерево и металл, пластик и стекло.

Не перегружая читателей обзора описанием отдельных витрин, следует предоставить возможность получения гарантированно верных сведений непосредственно в музее. Для знатоков национальных одежд это нетрудно сделать и по фото, для несведущих подсказки можно найти среди экспонатов. Костюмы украинских молодоженов опознаются по свадебному караваю, белорусы – по деревцу счастья, молдаван выдают куклы и музыкальные инструменты.

 

Вторая часть экспозиции Восточной Европы

На взгляд обозревателя, дизайн второй части  экспозиции о народах Восточной Европы выглядит более выигрышно. Способствует такому эффекту уникальная архитектура выставочного зала, имеющего очень своеобразное строительное решение. Продольный световой проем проходит по центральной оси просторного помещения, диктуя расположение выставочных площадей.

Предстающие перед посетителями витрины с манекенами в национальных одеждах удобно рассмотреть на следующих снимках слайдера, выполненных с близкого расстояния от экспонатов. На прилегающих стендах размещены более мелкие экспонаты, имеющие отношение к описываемым народам. Исторические фотоснимки на стенах изображают характерные приметы местности, сооружения и другие сюжеты, посвященные жизни и быту на западных окраинах Российской империи.

 

Длинный выставочный зал заканчивается деревянной конструкцией с образцами резных изделий, за которой поднимается лестница на второй этаж. Ближайшие к монументу экспозиции представляют отдельные аспекты многогранной жизни народов описываемых стран. Интересно и подробно представлена музыкальная культура народов, сохраненные образцы народных инструментов и фотографии их использования в различных жизненных ситуациях.

Под снимком просторов тундры выставлены используемые северными народностями транспортные средства, предметы охоты и рыболовства. Возле манекена сурового жителя северной Прибалтики можно видеть разнообразные плетеные емкости для сбора лесных даров, а на прилегающих стенах – орудия для сельскохозяйственных работ.

 

Обряды и ярмарочные развлечения

Славянские и прибалтийские народы Российской империи  чтили и справляли близкие по символам и смыслу праздники, уходящие корнями в языческое прошлое. Масленица была главным из таких увеселений, праздновали ее перед Пасхой. Необычное сочетание обильных застолий масленичной недели с подготовкой к Великому посту тем не менее стало устойчивым во времени. В Масленице соединялись элементы язычества со сжиганием чучела или простого костра с христианским днем прощения. День Ивана Купалы приходится на 7 июля по новому стилю и знаменует окончание всяких полевых работ и тоже носит языческий оттенок из-за поклонения воде и огню.

В приведенной на слайдере подборке фотоснимков выбраны сценки обрядов и развлечений на ярмарках, характерные для окраинных регионов империи. Здесь и чинный, даже несколько чопорный прибалтийский свадебный обряд, и белорусское ряжение в коня на Ивана Купалу, и масленичные сцены и аксессуары разных народов. Для Прибалтики характерны свои персонажи Масленицы во главе с упрямым козлом, свои у русских, включая разукрашенные сани для лихого катания. Вместо чучела на костре иногда использовали огненное колесо, вращающееся при поджигании привязанных к нему веников. Непременное масленичное блюдо – блины готовились в каждом доме и поедались в огромных количествах.

 

Если Масленица была чисто славянским праздником и пришла в Прибалтику от соседей, то ярмарки и развлечения, связанные с этим торговым мероприятием, пришли из западной Европы, где зародились в Средние века. Торговля была главной задачей ярмарок, а для увеличения посещаемости и продажи товаров использовались различные развлекательные мероприятия.

Часто кульминацией празднования было доставание приза с высокого столба, в остальное время работали различные аттракционы. Наряду с качелями и каруселями широко использовались балаганы, где разыгрывали спектакли с живыми актерами либо куклами. Сюжеты незамысловатых постановок часто повторяли праздничные и обрядовые представления.


    Страницы: 1
  • 2
  • 3