Музей истории грязелечения в Саки – краткое наименование здешнего историко-краеведческого музея, основанного в 1955 году. Первоначально, с начала прошлого века, был кабинетом истории грязелечебницы, затем музеем курорта, позднее — городским краеведческим. Размещен с 1982 года в бывшем особняке солепромышленника Панова постройки 1912 года. Бытует легенда предназначения дома для наследника престола, Алексею Романову действительно прописывали местные грязи. В Ливадийский дворец их доставляли морем, в бочках на кораблях.
Содержание экспозиций точнее характеризует полное название, краеведение – основное, чему посвящен музей истории грязелечения. Первым экспонатом выступает здание в стиле модерн, архитектор особняка неизвестен. Входная группа состоит из крытой аркады с квадратными колоннами и лоджии второго яруса с металлическим ограждением. На флангах такими же решетками оборудованы небольшие балконы. Возле входа установлена старинная ванна из цельного куска горной породы, стянутая по верху металлическим обручем.
К старинной емкости прикреплена пояснительная записка на мраморной доске с изложением ее истории. Целительные свойства грязи Сакского озера были известны с присоединения Крыма к российской империи в конце XVIII века. Город Саки до середины XIX века был первым и единственным курортом полуострова. Расширение и благоустройство лечебниц шло параллельно с развитием соляных промыслов. Ими заведовал егермейстер двора Балашов, управлял текущей деятельностью упомянутый И.Ф. Панов, в доме которого сейчас музей истории грязелечения.
Музей истории грязелечения, фрагменты экспозиций
Оформлявшие музей истории грязелечения декораторы обнаруживают явную тягу к каменной монументальности. Стена вестибюля отделана плиткой из пористой вулканической породы, по ней выложена карта украинских курортов. Надписи расположены отдельно, на извивающихся свитках, как на древних географических картах. После отторжения населением Крыма переворота на Украине, референдума, возвращения в состав России экспонат потерял актуальность. Однако демонтировать его не стали, это тоже историческое свидетельство.
Не лишено настенное полотно и художественной привлекательности, проявленной авторами изобретательности исполнения. Каждому курортному городу или поселению подобрана легко узнаваемая символика из местных достопримечательностей. Резное изображение выполнено рельефным, отражающим приметные черты и общий облик каждого объекта. Актуальность карты рано или поздно вернется, не вечен же майданный режим в соседнем государстве. Пусть хранит музей истории грязелечения эту карту до неминуемых лучших времен.
Экспозиции древнейших времен
В похожей изобразительной манере показана древняя история лечения грязями, с портретами и высказываниями старых мудрецов. Они перемежаются сценами из древних мифов, исполненных в подражание старинным образцам. Барельефы и плоские изображения выполнены из камня и искусственно состарены, имитируют седую древность. Добавляют колорита объемные вставки – керамические сосуды и их фрагменты, рисунки на треснувших плитах. Верхнюю часть экспозиции музей истории грязелечения дополнил выставленными на полу экспонатами.
Перемежая экспозицию о непосредственной теме хранилища археологическими находками, музей истории грязелечения оправдывает полное название. Не касаясь вопроса подлинности выставленного, отметим эффектность такого использования местных достопримечательностей. Амфоры и их мраморные вместилища, элементы строений, старинные сосуды и емкости придают экспозиции дополнительную привлекательность. Подобным образом разнообразится и следующий, угловой фрагмент выставочного пространства.
Здесь сочетаются барельефы, выполненные в подражание старине, и предметы древнего обихода. Изображения и тексты к ним повествуют о легендарных излечениях, происшедших от воздействия целительных грязей. Тут выздоровевший верблюд, брошенный было хозяином как неминуемая утрата, и другие спасенные люди и животные. Добычу соли и ее ценность в давние времена символизируют рычажные весы. Они составлены из подлинных металлических чаш с цепями и изображения механизма. Живой циперус, родня папируса, — символ древности.
Создатели лечебницы и ее пациенты
Описательную часть экспозиции музей истории грязелечения организует довольно традиционно, демонстрируя сохранившиеся вещи и информационные стенды. Упомянуты многие известные и не очень люди, способствовавшие лечебному использованию Сакского озера. Подчеркнута выдающаяся роль губернатора Михаила Воронцова, героя 1812 года. В его бытность были построены первая лечебница и гостиница, назначен первый главный врач курорта. Это был обрусевший француз Николай Антонович Оже, воссоздана часть интерьера его кабинета.
Платяной шкаф, вычурная вешалка с гражданским костюмом и рабочий стол – вещественная часть экспозиции. Остальное представлено музейными стендами, начиная с первых описаний лечения грязью в Крыму писателя Сумарокова. Он описал собственные впечатления от поездки 1799 года, спустя полтора десятка лет после прихода России на полуостров. Приведена карта крымского путешествия Екатерины Великой, портреты – ее и фаворита, князя Потемкина-Таврического. Выше – портрет Оже, почитаемого основателем курорта Саки, он здесь работал с 1827 по 1853 год.
Мемориально-художественная часть экспозиции о Крымской войне 1853-56 годов занимает всю торцевую стену одного из залов. Музей истории грязелечения применил оформление в приподнято-патриотическом духе, портретами отличившихся персонажей разных званий и сословий. Фрагменты корабельных мачт, парусного снаряжения и флаг русского флота дополнили старинными орудийными стволами, информация – сбоку. Предопределенное состоянием государства поражение не афишируется, упомянуто лечение знаменитых флотоводцев.
Стена с информацией о знаменитых пациентах гражданского сословия менее размашиста, более традиционна. Керамическая миниатюра об отдыхе «на грязях» настраивает миролюбиво и лирически. Великий Гоголь и другие именитые посетители оставили кто письменные, кто устные свидетельства. Их музей истории грязелечения кропотливо собрал и сохранил для потомков. Здесь заметно преобладание эпистолярного жанра над вещественными экспонатами, отыскать которые было труднейшей задачей музейщиков.
Применение грязи и его энтузиасты
Благодаря традиции сохранения архивных материалов, свойственной медикам, музей истории грязелечения не испытал трудностей с наполнением этой части экспозиции. Фотографии и описания деятельности многих врачей занимают стены помещения и дополнительную витрину. Даже часть мебели сохранилась и теперь выставлена под стендами, рассказывающими о длительной истории Сакской грязелечебницы. Экспозиция классическая, достаточно строгая и упорядоченная, некоторым кажется несколько суховатой.
За витриной – перегородкой расположена экспозиция, которую музей истории грязелечения посвятил одному из самых выдающихся заведующих. Сергей Сергеевич Налбандов работал здесь с 1909 года, многое сделал для курорта, его взаимодействия с соляными разработками. Именно он начал комплектовать материалы об его создании и деятельности, фактически основав музей. Стенд о его работе организован в подобии помещения, где сохранен рабочий стол и довольно интересно выполненное кресло.
Врачебные и административные достижения Налбандова подробно освещены выставочной экспозицией, увековечены мемориальной доской на клинике. Его стараниями к работе здесь был привлечен хирург Бурденко, будущий корифей отечественной медицины. Приглашены были и медики других специальностей, что позволило всесторонне оценить плюсы и минусы грязевого лечения. После Гражданской войны лично нарком здравоохранения Семашко инициировал возвращение Налбандова на курорт Саки. Он в 1920-х годах организовал комплексное исследование условий образования лечебных илистых отложений, привлек известных специалистов.
Изучение соленых озер Крыма
Исследованиям крымских соленых озер музей истории грязелечения посвятил свою отдельную экспозицию. Она рассказывает о выводах ученых относительно механизма образования соленых озер, о проведенных экспедициях. Демонстрируется тогдашнее лабораторное оборудование, использованное в работе, оно интересно нынешним студентам химических специальностей. Отдельный фрагмент экспозиции посвящен участию в этих исследованиях выдающегося русского минералога Александра Евгеньевича Ферсмана.
В статье о минералогическом музее его имени часть работ упомянута, но не первые крымские исследования. Между тем ученик великого Вернадского начал работать здесь еще студентом, а бывал в Крыму ежегодно с детства. Между Симферополем и Алуштой, в поселке Тотакой (сейчас – Ферсманово) он гостил в доме дяди, известного химика и метеоролога Кесслера. Студенческие путешествия охватывали весь полуостров, от горных массивов до соленых озер. Сохранив рабочее место ученого, музей истории грязелечения оказал услугу минералогии, геологии в целом.
Прикладные результаты исследований
Помимо рассказа о курорте, его основателях и исследователях музей истории грязелечения наглядно демонстрирует практические результаты. Лечебные минеральные воды, косметические маски для самостоятельного использования, произведенная в Крыму соль выпущены в разные исторические периоды. Это, конечно, не реклама серийной продукции, а объективный показ малой части пользы проведенных исследований. Речь не только об анализах исходного сырья и товарной продукции, изучение начинается с образования водоемов и их эволюции.
Довольно затруднительно наглядно продемонстрировать глубину фундаментальных научных работ. Музей истории грязелечения выбрал вариант показа характера коренного донного грунта разных соленых озер полуострова. Посетители могут наглядно рассмотреть различия и сходство, цвет и крупность частиц, концентрацию раковин моллюсков. Все эти факторы не напрямую, а опосредованно влияют на состав грязей, который определяет лечебные свойства. Приведенные связи и закономерности иногда неожиданны, но безусловно интересны.
Краеведческий раздел музея Сакского курорта
Едва ли плодотворна идея объединить музей истории грязелечения с обычным краеведческим, неизбежно к одному из разделов будет меньше внимания. Претензий по первому не нашлось, второй оставляем на суд читателей обзора. Любителям зоологии будет интересна подборка птичьих чучел, умело выполненных местными таксидермистами. Найдут своих зрителей и национальные костюмы, обстановка жилищ коренного местного населения. Их музей истории грязелечения представляет в составе красочных инсталляций.
Нежданной удачей обозреватель считает экспозицию о причастности города Саки к проведению Ялтинской конференции Большой Тройки. Оказывается, здешний военный аэродром принимал самолеты США и Великобритании с их делегациями. Более трех десятков бортов приземлились с участниками и персоналом, истребителей сопровождения еще больше. Отдельный зал посвятил музей истории грязелечения этому исключительному событию международных отношений. Даже отсутствие связи с основной тематикой не делает экспозицию непривлекательной.
Оглядываясь на посещение курортного собрания, отметим качество и изобретательность решений в оформлении, глубину освещения основной тематики. Проявлено огромное персональное уважение к организаторам природного здравоохранения, геологам и медикам, поставившим озерный ил на службу оздоровлению. Каждый отдыхающий или посетивший Крым с туристическими целями должен иметь в виду музей истории грязелечения как объект посещения.
Я скептически отношусь к подобному…
Я тоже не очень люблю такие вот музеи