Лапидарий в Керчи – название необычное, любят иногда ученые терминологию, малопонятную прочим гражданам. Его аналог находится в Афинах, там именуется музеем эпиграфики, что ясности не добавляет. Керченские музейщики свой ходя бы подзаголовком снабдили – музей каменных древностей. Эпиграфикой именуют науку о надписях на долговечных материалах, так что лапидариями следует считать собрания таких артефактов. Проще говоря, как и другие подобные заведения мира, Лапидарий в Керчи – археологическое собрание с письменами.
Размещен Лапидарий в Керчи в типовом двухэтажном здании, типа детского сада или поселковой школы. Неординарное назначение строения выдает небольшой портик с парой классических колонн и треугольный фронтон с надписями. Намеком на характер деятельности внимательным посетителям становится один из массивных экспонатов у входа. Для осмотра выставленной экспозиции интересующимся много времени не требуется, немного экспонатов открыты для обозрения. Всего два зала представляют исследованные археологами исторические эпохи.
Лапидарий в Керчи –основатель и хронология
Серьезные археологические исследования в районе Керчи проводил в 1810 – 1820 годах французский ученый Поль Дюбрюкс. Спонсором работ выступал государственный деятель и коллекционер граф Николай Румянцев, сын прославленного фельдмаршала. Поддерживала проводимые раскопки и правящая династия. Наиболее ценные находки попали в Эрмитаж, Русский музей и даже в Лувр. Однако многие экспонаты оставлены на месте, где тщательно исследовались, доступным Лапидарий в Керчи стал только в 2011 году.
Зародившиеся в Средиземноморье европейские цивилизации стремились к расширению жизненного пространства. Имеющиеся на местности водные пути, по мере их обнаружения, приводили древних переселенцев на новые территории. Полуостров Крым и лежащая восточнее Тамань стали естественными объектами расселения. Датируют колонизацию шестым веком до нашей эры, центром называют Пантикапей, находившийся в районе нынешней Керчи. Боспор Киммерийский имел контакты с Афинами, расцвет пришелся на IV век до нашей эры.
Каменные свидетельства и графические предположения
Материальные свидетельства далекой эпохи, которые демонстрирует Лапидарий в Керчи, имеют различную степень сохранности. Любая из использованных древними горных пород со временем изнашивается. Не вечны ни гранит, ни мрамор или тем более песчаник. Поэтому внешний вид экспонатов резко различен в зависимости от условий прежнего пребывания. Интересны графические изображения, размещенные на стенах демонстрационного зала. На них по данным раскопок показан предполагаемый облик старинных городов и отдельных сооружений.
Продолжая исторический экскурс, надо отметить, что Босфорское царство было самостоятельным сравнительно недолго. Развивавшееся параллельно Понтийское царство, окрепшее в III — II веках до нашей эры, стало соперником Рима. Митридат VI (Евпатор) возглавил царство ребенком, в 120-м году до нашей эры, в 85-м вторгся в греческие владения Римской империи. Был разбит Луцием Суллой, заключил мир, но позже продолжил вторжения. Окончательно победить его смог только Гней Помпей, установивший в Крыму римское господство.
Разнообразие экспонатов хранилища древностей
Основными экспонатами Лапидарий в Керчи имеет надгробные плиты различных эпох и самого разнообразного содержания. Изображения на них усложнялись с развитием технологий обработки камня, с изменением эстетического мироощущения. Выставлены образцы со схематическими символами и текстовыми надписями, с орнаментами и настоящими портретными изображениями лиц, скульптурами фигур. Некоторые напоминают детские попытки самовыражения, другие более совершенны.
Собственную экспозицию каменных плит Лапидарий в Керчи не усложняет художественной подачей, постаментами и пьедесталами. Образцы выставлены на стандартных металлических основаниях, только некоторые выполнены более высокими для удобства обзора. Используется как выставочное и пространство простенков между оконными проемами, где плиты закреплены на кронштейнах. Рассеянное освещение при зашторенных окнах обеспечивает хорошую, четкую различимость изображений и надписей, если они сохранены.
Обширной и до сих пор пополняемой коллекцией Лапидарий в Керчи обязан не только своему первому археологу. Велик вклад последующих исследований территории полуострова научными коллективами, многочисленны находки обычных жителей. Есть среди экспонатов настоящие скульптурные произведения, но преобладают надгробные плиты. Это вполне логично, частота ухода из жизни, как это ни прискорбно, неумолима и ежедневна. Однако и в надгробиях прослеживается и мастерство, и художественный вкус.
Еще один зал, римская эпоха
Керченская территория никогда не пустовала, поэтому в археологических находках присутствуют образцы разного времени происхождения. Целевыми раскопками известных местных поселений сформировано довольно обширное собрание эпохи Древнего Рима. Лапидарий в Керчи выставил для обозрения не только могильные памятники, здесь же различные элементы зданий и сооружений. Даже древние фундаментные блоки имеют научную ценность, они позволяют проследить эволюцию обработки камня с течением времени.
Художественным дополнением выставленных каменных изделий стали воссозданные фрагменты древней жизни местного населения. На изображениях просматриваются многие из экспонатов, которые выставил Лапидарий в Керчи, какими они представляются в прошлой жизни людей. Сюжеты картин охватывают все аспекты человеческого существования, от бытовых сцен до религиозных и публичных мероприятий. Надгробия не столь разнообразны, преобладают совместные изображения людей с лошадьми, доказывая их важность.
Случайно или намеренно, но следующий уголок экспозиции ни одной лошади не демонстрирует. Видимо, сортировали образцы сотрудники музея по какому-то им известному принципу. Зато люди изображены на плитах разными по численности группами, за разнообразными занятиями. Неправильно было бы пытаться расшифровывать каждое изображение, Лапидарий в Керчи предоставляет научно обоснованные текстовые комментарии. Детали строительных конструкций и некоторые обиходные предметы также представляют интерес.
Показывая в обзоре Лапидарий в Керчи, никто не призывает к его обязательному посещению. Это все-таки очень специфичная выставка, которую без настоящей любознательности рассматривать откровенно скучно. Тем не менее, интересна экспозиция не только узким специалистам, найти познавательную информацию способен практически каждый посетитель. Не стоит сюда приходить только полностью равнодушным к истории, лишенным воображения и потребности в познаниях. Остальных Лапидарий в Керчи с удовольствием примет и снабдит новыми знаниями.
Довольно таки необычное и интересное место, пройти мимо которого отдыхая в Керчи я просто не могла. Больше всего мое сознание поразил макет Храма Апполона. Макет представлен в небольшом формате, но тем не менее это не помешало мне разглядеть изысканные, утонченные, правильные формы строения.