Никто не удивляется тому, что в Баку существует музей ковра, всем известна приверженность и привязанность народа Азербайджана к этому предмету культуры и быта. Здесь ковры – непременный атрибут домашнего интерьера, приносящий уют и эстетическое удовлетворение. Они и объект народного творчества, и память о предыдущих поколениях, и выражение национальных традиций. Потому и называется хранилище не просто музей ковра, полное его наименование – Азербайджанский национальный музей ковра, раньше был государственным.
Ковроткачество в странах исламской религии развивалось с древнейших времен, во многом заменяя живопись. Мусульманская вера не разрешает изображать людей и животных, таковы заветы Пророка и вековые традиции. Преимущественным содержанием ковровых изделий были и остаются узоры и орнаменты, основанные на геометрических фигурах и растительных мотивах. Само здание, где ныне располагается музей ковра, правомерно считается его первым экспонатом. Выполнили его в виде свернутого рулоном ковра рисунком наружу, получилось оригинально.
Музей ковра – основание и содержание
Основан музей ковра был в советское время, постановлением правительства Азербайджанской ССР. Главным инициатором был народный художник Азербайджана, потомственный ковроткач и создатель науки об этом ремесле Лятиф Керимов. Комплектация экспозиции закончилась в 1972 году, в открытии выставки участвовал первый секретарь ЦК компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев. Место нашли в здании Джума мечети, в то время не проводившей богослужений. В 1992 году музей ковра разместился в здании бывшего музея Ленина, закрытого с распадом СССР.
Новое здание музей ковра получил в 2014 году, в президентство Ильхама Алиева, сына покойного национального лидера страны. Проектирование и строительство заняло 7 лет, от указа президента до воплощения. Создали уникальное сооружение австрийские архитекторы во главе с Францем Янсом. Размещение на территории национального Приморского парка, с видом на морскую гладь Каспия, рационально по доступности и одновременно живописно. Для размещения экспонатов места более чем достаточно, накоплено их немало с помощью и поддержкой Алиевых.
Комплектование экспозиции
Многие экспонаты музей ковра получил от своего основателя Лятифа Керимова. Он начал сбор редких изделий, когда возвратился в Советский Союз из Ирана в 1929 году. Туда семья Керимовых перебралась, когда Лятифу было всего 4 года. Собственных изделий ручной работы он создал более шести десятков, они украшают не только бакинский музей ковра. Есть работы Керимова в музеях Стамбула, Тегерана и Анкары. Гейдар Алиев опекал открытое с его участием хранилище и на постах в Азербайджане, и будучи первым заместителем Председателя Совмина СССР.
Азербайджанский музей ковра не ограничивается демонстрацией собранных шедевров. В залах организовано показательное выполнение ручного плетения ковров народными мастерицами. При их отсутствии можно просто рассмотреть станки, но предпочтительнее дождаться начала живого процесса. Устройство сохранило черты древних приспособлений, за прошедшие многие столетия изменившихся лишь незначительно. Ковроткачихи мастерски и на вид непринужденно исполняют небольшие сувенирные изделия, которые можно приобрести в музейном магазине.
Исторические экспонаты
Первый этаж здания выглядит традиционно, потому что находится ниже свернутого ковра, где размещены два следующих. Демонстрируются ковровые изделия различных габаритов и разного назначения. Они сопровождали жителей страны начиная с рождения, дарились на свадьбы и дни рождения, украшали и утепляли жилище, сопровождали в могилу. Есть здесь и надгробные плиты, одна из них – явно с захоронения бывшего ремесленника или ремесленницы. Похоже, что на рисунке изображен сосуд для отмывки шерсти перед использованием для пряжи.
Среди экспонатов есть подобные по назначению, как и другие вспомогательные инструменты и приспособления ковроткачества. Они младше надгробия, которое датируется примерно XV — XVI веками. К разряду исторических экспонатов можно отнести и ковер Керимова «географического» содержания, выполненный в 1984 году. На основании многолетних исследований он описал в своей монографии основные места производства ковров в старину. Не ограничившись книгой, выдающийся мастер перенес сведения на карту Азербайджана.
Представленные на первом этаже изделия отличаются разнообразием предназначения, это не только ковры привычного вида. Многие изделия использовались для конных поездок и упаковки вьючных грузов. Попонами и переметными сумками оснащены символические лошади из проволоки, выглядящие призрачными в этих реальных предметах. Здесь же выставлена палатка кочевников (алачыг), которой пользовались для кратковременного проживания. Она внутри выстилалась несколькими разными коврами и накрывалась войлочным.
Помимо чисто утилитарного назначения, ковры были своеобразным средством удовлетворения эстетических потребностей. Воспринимать позитивно гармонию узоров и орнаментов народы Востока, азербайджанцы в том числе, привыкли за века существования мусульманской морали. Должную оценку ковровые изделия получили в Европе и Америке, музеи многих стран имеют их в своих экспозициях. Это и Метрополитен в Нью-Йорке, и музей Виктории и Альберта в Лондоне, и берлинский музей исламского искусства, и большинство музеев России.
Этажи внутри ковра
Оригинальность, которая отличает Азербайджанский музей ковра снаружи, продолжается внутри, на втором и третьем этажах. Непривычное отсутствие вертикальных стен оказывается абсолютно приемлемым, даже выгодным для размещения плоских экспонатов. Подложки для некоторых ковров даже сделаны вогнутыми, повторяющими профиль стен, что разнообразит экспозицию. Залы оборудованы изменяемой системой освещения, позволяющей варьировать световую обстановку. Современными проекторами на стены можно выводить световые изображения.
Пешеходные лестницы музей ковра заменил на эскалаторы с прозрачными перилами, такие же у смотровых галерей. Обзор экспонатов можно осуществлять с выбранных ракурсов, меняя их для полноты восприятия. Со стороны легче найти различия в общей компоновке изделий, их облике, вблизи рассматривают технологические особенности плетения. Возможно, до таких нюансов не каждый посетитель изучает выставленные изделия, но возможности предоставляются. Несложно представить, как выглядели бы ковры при традиционной демонстрации, новация впечатляет.
На что похож музей ковра
У каждого посещающего музей ковра он вызывает собственные ассоциации, не факт, что только положительные. Несколько непривычно находиться в своеобразном тоннеле, где естественное освещение проникает только в торцевые иллюминаторы. Похоже на галерею в метрополитене, но быстро привыкаешь. Совмещено выставочное пространство и показ процесса производства, места для исследовательских работ частично расположены в этих же залах. Однако их внушительные размеры не допускают стесненности, места хватает всем.
Музей ковров постоянно организует изучение коллекции нынешними практиками ковроплетения, благо материала достаточно. Фонды вместе с запасниками и архивами включают более 10 тысяч экспонатов, разумеется, не одни только ковры. Стоит перечислить все разделы, чтобы будущие посетители ориентировались заблаговременно. По коврам есть деление на большие отделения ворсовых и безворсовых, плюс ковровые изделия, то есть более мелкие предметы различного предназначения. Представлена художественная обработка металла, других материалов.
Общий вид и подробности
Классификацию азербайжданских изделий музей ковров излагает по исследованиям своего основателя Лятифа Керимова. Он выделил 7 основных центров плетения, располагающихся в разных районах страны. Это регион Баку и Карабах, Гянджа (Кировабад в Советском Союзе) и Тебриз, Ширван, Куба и Казах. Ворсовых ковров в собрании почти 2,5 тысячи, безворсовых около 700, по времени они изготовлены начиная с XVII — XVIII веков и до наших дней. Самые древние хранят под стеклом, используют современные способы консервации.
Металлическая посуда всегда была присуща азербайджанской культуре, представляет ее и музей ковров. Сосудов и блюд различной выделки в собрании более тысячи экземпляров. Они стоят в отдельных витринах, либо разнообразят инсталляции жилищ с ковровыми изделиями. Такое сочетание представляется знакомым большинству посетителей, начиная с восточных сказок и арабских преданий. Тканые изделия и чеканный металл исключительно удачно сочетаются, передавая своеобразный восточный колорит.
Представлены в экспозиции многочисленные декоративные и ювелирные изделия мастеров из разных регионов Азербайджана. Эти вещицы датируются начиная с бронзового века, поскольку гораздо долговечнее основных экспонатов. Здесь и традиционные женские украшения, и разные шкатулки, и украшенное оружие. Экспонатов в разделе около 800, пополнение случается чаще других изделий. Коллекция старинной одежды превышает 1200 костюмов. Ковровых изделий разнообразного применения представлено более полутора тысяч, от подушек до сумок.
Локальные экспозиции и инсталляции
Азербайджанский музей ковра, при всей оригинальности основной экспозиции, не пренебрегает и локальными. Иначе, как в традиционных музейных витринах, затруднительно представить объемные единичные экспонаты. Впрочем, после необъятного пространства основных залов на таких образцах глаз просто отдыхает. Есть здесь и настоящий уголок отдыха с уютными диванами, предсказуемо накрытыми ткаными изделиями. Убедительная реклама сувенирной продукции здешних ковроткачих, реализуемой каждому желающему.
Одним из популярнейших уголков, которые оформил музей ковра в Баку, признается инсталляция жилища зажиточного горожанина. Считается, что скопирована комната в богатом доме города Шуша, где проживал Лятиф Керимов. Поместить в помещение больше ковров, чем уместилось здесь, практически невозможно. Только камин завешан не полностью, но ведь ковры легко могли бы воспламениться, будь это в реальном жилище. Разнообразие и красочность изделий таково, что излишними они не представляются, хотя размещены вплоть до потолка.
Еще одна ковровая комната, скорее всего, — дизайнерская фантазия, поскольку вряд ли возможна в реальном жилище. Хотя здесь, возле торцевого окна своеобразного здания, стены от ковров свободны, зато в коврах вся меблировка. Даже светильники и книжные полки, переплеты томов покрыты либо разрисованы под ковры. Любое отдельно взятое изделие могло бы украсить интерьер, их сумма выглядит не совсем правдоподобно. Однако Азербайджанский национальный музей ковра – не мебельный салон, он просто демонстрирует возможности своих экспонатов.
Столь бережное сохранение традиций старинного ремесла, уникальных образцов древних и современных изделий достойно одобрения. Музей ковра не просто демонстрирует образцы работ конкретных авторов, что само по себе ценно, он передает дух азербайджанского народа. Представителям иных культур ковровое оформление жилищ может показаться устаревшим, но нужно просто освободиться от сложившихся стереотипов. Каждый узор изделий, орнамент и расцветка нитей имеют сложившийся издревле смысл, разгадать который непросто.
Предлагаемый обзор того, что содержит и выставляет Азербайджанский национальный музей ковра, — информационный материал. Рекламировать это учреждение бессмысленно, поскольку ковры либо интересуют посетителя, либо остаются безразличными. Дочитавшие материал до конца имеют возможность самостоятельно определиться с его посещением. Однако считаем, что музей ковра должен посетить каждый гость Баку, поскольку здесь раскрывается мировоззрение и культура азербайджанцев, их традиции и современные реалии.