Этнографический музей в Санкт-Петербурге представляет народный быт
Жилища всех славянских народов, проживающих в лесистых местностях, сооружались из самого доступного строительного материала – древесины. Каменные дома были большой редкостью, доступной только богатым людям. Крестьянские избы строили из бревен хвойных пород, отличающихся повышенной стойкостью и прямотой стволов. Бревна соединялись в прямоугольные венцы, укладываемые затем друг на друга. Угловые соединения бревен выполнялись в лапу или в паз/шип, по длине делались канавки для утепления мхом или паклей, прижимаемых следующим венцом. Внутри избы бревна иногда затесывались под прямую стену, реже использовалась штукатурка.
Наискосок от входной двери, обыкновенно на восточном направлении, устраивался почетный красный угол. Здесь располагалась божница и обеденный стол, почетное место под иконами занимал хозяин дома или самый уважаемый гость. Иконы украшались полотенцами с вышитыми орнаментами, отличающимися по рисунку узора каждой национальности. Вблизи икон ставились веточки различных деревьев в зависимости от сезона – вербы весной, березы летом, можжевельника в другое время. На стенных полках вблизи божницы помещали памятные и ценные предметы и сувениры, на стены и окна вешали расшитые полотенца.
Меблировка крестьянских жилищ была предельно скромной, стол обычно дополнялся простыми деревянными лавками, они же расставлялись возле стен. Непременной принадлежностью жилищ практически любого сословия были сундуки для сезонной одежды, запасов белья и многих других предметов. До появления керосиновых светильников освещались крестьянские избы среднего достатка преимущественно лучинами, свечи покупали только зажиточные люди. Для освещения лучина закреплялась в специальном держателе – светлеце, укрепляемом на деревянном корыте с ножками. Налитая в корыто вода предотвращала возгорания в жилище от разлетающихся искр горящей древесины.
Редко в деревенских избах можно было встретить самодельную и тем более покупную мебель типа сервантов и детских кроваток. Младенцев укачивали обычно в подвесных люльках, посуду хранили на полках, чаще всего около русской печи. Печь играла огромную роль в жизни семейства, от приготовления пищи до сна и помывки. Женская половина крестьянского жилища формировалась вокруг печи, здесь занимались прядением и ткачеством, пошивом одежды и рукоделиями.
Экспозиция «Русский традиционный костюм»
Традиционная одежда русского населения представлена в следующей экспозиции, которую подготовил этнографический музей в Санкт-Петербурге. По всему периметру помещения, свободному от оконных проемов, размещены сильно увеличенные фотографии. Традиционные сельские избы и пейзажи русской природы оттеняют расположенную в отдельных витринах обширную коллекцию. На манекенах и вешалках размещены предметы одежды, характерные для русских женщин и мужчин далекого прошлого. Прогуливаясь среди многочисленных образцов одеяний, можно получить исчерпывающую информацию о регионах распространенности отдельных моделей и фасонов.
Традиционные русские национальные костюмы отличаются несложным кроем, в них преобладают свободные расширяющиеся книзу силуэты. Такая одежда не стесняет движений, что удобно при любом роде занятий. Бросается в глаза преобладание в цветовой гамме красного, белого и черного цветов, хотя используются и многие другие, особенно в нарядах богатых и высокопоставленных особ. Головные уборы представлены в основном женскими головными платками, при этом способы их повязывания очень разнообразны. Часто используются пояса, это характерно и для мужчин, и для женщин. Мужской костюм состоит из просторной рубахи, подпоясанной по талии, и свободных брюк, заправленных в обмотки, поверх которых надевались лапти либо сапоги.
Экспозиция народного костюма разнообразится иными экспонатами, связанными с производством предметов одежды. На предыдущем снимке во второй витрине можно разглядеть ручную прялку, состоящую из разрисованной лопаты для закрепления пряжи и перпендикулярного сиденья для прядущей женщины. Пряли вручную с помощью веретена – стержня с выемкой, куда наматывалась нить, который вращала пряха двумя ладонями.
На втором снимке между двумя одетыми манекенами выставлена самопрялка – устройство с колесом, обеспечивающим вращение веретена или нескольких. Многоверетенную прялку считают одним из многочисленных изобретений великого Леонардо да Винчи.
На одном из стендов представлены некоторые образцы украшений национального костюма, а также обувные изделия. На стене развешены фотографии, демонстрирующие наряды в различных окружающих обстоятельствах. Ниже – одиночные фото женщин в костюмах различных фасонов, характерных для разных регионов страны. Для информации посетителей ко всем снимкам имеются пояснительные подписи, позволяющие ориентироваться в распространенности того или иного наряда.
Ремесла и ремесленники
Материалы по занятиям жителей европейской части России обнаруживаются в различных разделах, на которые подразделяется этнографический музей в Санкт-Петербурге. Например, по соседству с интерьером крестьянской избы расположена выставка, посвященная резьбе по дереву. Работа населения по использованию древесины не только для строительства жилищ, но и для их украшения симптоматична.
Она говорит о наличии в обществе определенных культурных запросов, художественного вкуса и мастеров, способных эти запросы удовлетворить. Выставлены образцы резьбы обеих технологий – и прорезной, и корабельной (барочной). Резьба барочного способа из плоских выпуклых орнаментов зародилась в Поволжье, применялась для отделки жилых домов.
В молдавской экспозиции можно найти пресс для винограда, инструменты для ухода за этой культурой. Манекен мужчины в национальном костюме показывает процесс приготовления брынзы. На другом снимке демонстрируются резные колонны народного жилища молдаван, приспособление для выработки ковровых изделий и образцы работ.
Следующая подборка снимков показывает все стадии производства тканей, от обработки растительных волокон до нитей и полотна. Придание тканям объемной структуры и окраска их проходила в специальных мастерских, после которых следовали операции раскроя и пошива. Отдельный стенд посвящен обработке шерсти домашних овец и коз, использованию шерсти в виде тканей и нетканых (валяных) изделий, в том числе общеупотребительных валенок.
На большом постаменте представлено сразу несколько ремесленных производств и видов деятельности. Здесь строительство жилищ в виде их макетов, производство емкостей из дерева и коры, керамические изделия. Приближения показывают гончарный круг и выполненные с помощью этого древнейшего механизма изделия. Представлены разные способы украшения посуды, дающие разнообразие внешнего вида. Плетение лаптей представлено на отдельном фото несколькими стадиями процесса, что позволяет понять древнюю технологию.
Несколькими стендами представлено кузнечное ремесло. Одно из самых востребованных в повседневной сельской жизни. Обработка металлов – довольно специфическая деятельность, требующая навыков обращения с огнем и горячим металлом.
Этнографический музей в Санкт-Петербурге демонстрирует выкованные вручную разнообразные изделия и инструменты, на старинных фотографиях процессы, проходящие в деревенских кузницах, запечатлены с натуры во всех подробностях.