Русский музей. Михайловский дворец

Погода Aptekarskiy

легкий дождь

1 °C
Ветер
4.81м/с
Давление
764 мм рт. ст.
Влажность
96 %

Русский музей основан указом Николая II, посвящен памяти его отца Александра III и до революции носил имя этого императора. Сейчас в его распоряжении несколько садово-парковых комплексов и ряд зданий, главное из которых – Михайловский дворец. Здесь собраны уникальные коллекции отечественного и зарубежного изобразительного и других искусств, награды и монеты.

Михайловский дворец строился для сына Павла I, потомки великого князя продали его государству. Руководил строительством знаменитый Карл Росси, автор проектов ряда известных зданий Санкт-Петербурга. Среди его работ здания Генерального штаба, Сената и Синода, Александринского театра и другие. Архитектура здания признавалась современниками, и не только россиянами, превосходящей все существующие в то время подобные сооружения.

Проектируя дворец, Росси создал и концепцию компоновки окружающих зданий, определив облик будущей площади Искусств. Уже в советское время площадь украсил памятник Пушкину, созданный выигравшим конкурс начинающим скульптором Аникушиным.

Получив гонорар, уже на собственные средства ваятель создал еще одну, более выразительную версию скульптуры, которая и была установлена на гранитном пьедестале. Общая высота монумента почти 8 метров, статуи 4 метра. Поэт изображен в позе увлеченного декламатора, произносящего по памяти свои вдохновенные стихи.

Памятник Пушкину на площади Искусств перед Русским музеем, выполненный молодым скульптором Аникушиным. Поэт изображен декламирующим свои стихи.

Парадная лестница Михайловского дворца поднимается широкой лентой каменных ступеней до промежуточной площадки, где посетителей встречает бюст вдохновителя создания Русского музея. Над изображением Александра III восстановлена исторически справедливая первоначальная вывеска, называющая учреждение именем императора.

От монумента лестница идет двумя ручьями, с которых видны колонны и стены второго яруса. Вдоль стен расставлены копии известных античных скульптур, выполненные известными скульпторами.

Два любопытных экспоната встречают гостей на верхнем ярусе лестницы. Голова Петра Великого неотличима от головы знаменитого Медного всадника Фальконе, что вполне объяснимо – ее выполнила ученица скульптора Мария Колло к макету для представления заказавшей монумент Екатерине Великой.

Вторая голова статуи, выставленная поодаль, имеет значительные механические повреждения. Это часть одной из скульптур с кровли Зимнего дворца, пострадавших при пожаре.

В одном из последних по нумерации залов Русского музея, где демонстрируются произведения отечественного искусства первой половины XIX века, привлекает внимание гипсовая скульптура. Это работа Павла Соколова, выполненная в 1810 году — Молочница с разбитым кувшином, сюжет которой навеян басней Лафонтена с похожим названием.

Выполненная в бронзе аналогичная статуя  встречалась Пушкину в Царском селе, в тамошнем Екатерининском парке. Поэт даже сложил стихотворение по мотивам скульптуры, развив сюжет своим богатым воображением до описания вечно текущей из разбитого сосуда жидкости.

В самой басне простушка Пьеретта, неся молоко, задумалась о развитии бизнеса от молока через покупку яиц, выращивание кур до разведения крупного рогатого скота. Зазевалась девушка, кувшин разбила и плачет.

Один из залов Русского музея. В простенке между окнами скульптура Молочница с разбитым кувшином, выполненная П. Соколовым на сюжет басни Лафонтена.

В центральной части следующего зала высится бронзовая скульптура молодого мужчины славянской внешности, намеревающегося отрубить топором собственную левую кисть. Это произведение ваятеля Демут-Малиновского – русский Сцевола, выполненное по мотивам событий войны с Наполеоном на следующий год после изгнания Великой армии из России.

Дело в том, что пленных русских французы клеймили, выжигая заглавную букву имени своего предводителя именно на левой руке, и ненависть к этому позорному знаку была настолько сильной, что доводила до членовредительства.

Напротив скульптуры на стене висит, пожалуй, самое большое полотно Русского музея – картина Медный змий кисти художника Бруни. Ветхозаветный сюжет о божьей каре потерявшим веру в Моисея людям в виде дождя из ядовитых змей рассказывает о чудесном их спасении.

Моисей по гласу Спасителя воздвиг медное изваяние змия, которое излечивало от укусов пресмыкающихся тех, кто обладал истинной верой. Гигантские размеры изображения диктовались желанием художника рисовать персонажи переднего плана в реальный рост человека. Это ему удалось, поэтому зрители возле этой картины переживают погружение в сюжет очень натурально.

На противоположной стене, прямо напротив картины Бруни , помещено немногим уступающее по размерам полотно Карла Брюллова Последний день Помпеи. Сюжет этого произведения достаточно известен во всем мире. Брюллов изучал обстоятельства трагедии древнеримского портового городка у подножия вулкана Везувий по всем доступным источникам, лично побывал на раскопках и сделал натурные измерения, начал готовить концепцию композиционного построения полотна.

Кроме точности изображения местности, картина славится наглядным изображением душевного состояния людей, от неподдельного ужаса до сочувствия и утверждения новой жизни. Самые яркие моменты полотна – несколько групп спасающих друг друга людей с предельным самопожертвованием.

Символична сцена в центре, где ребенок вглядывается в окружающий мир у тела разбившейся матери. Ужас происходящего и доблесть соплеменников отражаются в распахнутых детских глазах.

Посетители Русского музея перед картиной Карла Брюллова – Последний день Помпеи. Произведение о трагедии итальянского города постоянно в центре внимания.

Еще несколько картин Брюллова размещены рядом с его известнейшим полотном. Многие посетители узнают прелестную итальянку с картины Итальянский полдень. Здесь же несколько портретных работ, которые удавались Брюллову ничуть не хуже жанровой живописи.

В Белом зале Михайловского дворца Русский музей представляет роскошь екатерининской эпохи самим убранством помещения, деталями его интерьера. Необыкновенно четкий рисунок паркета, изящество мебели, множество колонн с золочеными капителями и расписной потолок создают ощущение торжествующего великолепия.

Зал Русского музея с оригинальным оформлением представляет статую Венеры, исполненную скульптором Ф. Щедриным. Необычно стыдливая богиня красоты получилась.

Бросается в глаза широкое использование позолоты в росписи потолка и фриза в верхней части стен, в деталях отделки и предметах меблировки и декорирования. Используются все доступные на тот момент материалы и технологии их обработки.

Многие мужские и женские портреты разных авторов украшают стены еще одного музейного зала. Здесь центральный объект – статуя Венеры работы Федора Щедрина, выполненная еще в 1792 году. Своеобразие работы заключается в отсутствии любования собственной красотой, присущего большинству изображений этой богини. Посетителям предстает скромная женщина, словно стесняющаяся своей наготы, задумчивая и смущенная.

Представленный слайдер дает возможность достаточно полного виртуального знакомства с этим залом, свидетельством Золотого века Российской империи.

Своеобразен декор помещения, в котором использованы вертикальные белые полосы с ритмичным орнаментом. Выигрышное сочетание золота узоров и белого фона полос особенно выразительно на салатного цвета стенах, оживляют этот декоративный элемент многокрасочные изображения.

Стены следующего зала еще менее яркого оттенка зелени, на одной из них красочный безворсовый ковер европейского производства – шпалера с восточным сюжетным изображением. Позднее такие изделия стали называть гобеленами, по фамилии владельца и названию его ткацкого предприятия, обласканного тогдашним королем Франции.

Самым заметным здесь и одним из наиболее примечательных вообще в Русском музее является статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком, масштабная работа скульптора Б. Растрелли. Отец знаменитого архитектора был призван Петром Великим для формовки и отливки орудийных стволов, впоследствии занимался созданием скульптурных произведений.

Необычность представленного произведения в использовании раздельных постаментов для составляющих единую композицию фигур. Малолетний паж подает владычице один из парадных символов власти – державу, надменная Анна не глядя готова принять ее левой рукой. Правая рука по этикету должна держать скипетр, но он отсутствует. Почему это так, поможет узнать экскурсовод.

Русский музей представляет скульптурную группу на двух постаментах. Императрицу Анну Иоанновну и арапчонка – пажа изваял отец великого архитектора Б. Растрелли.

Еще один из анфилады залов представляет ряд живописных и скульптурных работ XVIII века. Сразу у входной двери размещен Портрет Сарры Фермор кисти русского художника И. Вишнякова, написанный им в 1749 году. Робкая девочка – подросток облачена тщеславными родителями во вполне взрослое парадное платье, в котором чувствует себя явно неуютно.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.