Мемориальный дом музей В.Л. Пушкина, открытый в 2013 году, создан в основном из-за родства с великим поэтом, хотя и поэтического дара дяди Александра Сергеевича отрицать нельзя. Интересно хранилище стилем и предметами внутренней обстановки одноэтажного особняка, да и само деревянное строение, построенное после пожара 1812 года и не снесенное в советское время, в Москве — большая редкость.
Старший брат Сергея Львовича, отца великого поэта – Василий Львович Пушкин родился в обеспеченной семье, служил в гвардейском Измайловском полку, познал и работу чиновника. Личная жизнь не обошлась без приключений – с женой долго разводился, с сожительницей путешествовал по Европе.
Вернувшись на родину и получив развод, жениться вновь официально не мог из-за церковной епитимьи, наложенной за супружескую неверность. Будучи в Париже, был представлен Наполеону, этот факт с началом войны 1812 года не афишировал.
Прекратив всякую службу, отдался литературной деятельности. Был знаком с многими видными поэтами и писателями своего времени, был старостой объединения «Арзамас» с участием многих знаменитостей, в том числе Жуковского.
Писал стихи и прозу, широкую известность получил за поэму Опасный сосед скандального содержания, запрещенную к публикации из-за использования ненормативной лексики. В поздних сочинениях фактически копировал сюжеты произведений своего знаменитого племянника.
Личность Василия Львовича и масштаб его творческого дара не давали оснований к причислению к выдающимся поэтам. Однако факт приобщения к стихосложению племянника, организация его поступления в Царскосельский лицей и неоднократные визиты Александра Сергеевича к дяде, в том числе и в этот особняк, стали весомыми основаниями для организации дома музея В.Л. Пушкина.
Именно в таком духе сформулирована надпись на памятной табличке, укрепленной на стене мемориального дома.
Вводные помещения
В цокольном этаже дома оборудован вводный зал, где экскурсоводы сообщают посетителям интересные моменты биографии хозяина и его племянника. На большом экране, оформленном как рамка картины, показывают демонстрационные материалы.
Заставкой служит самое известное изображение Василия Львовича, выполненное парижским графиком по новой в то время методике.
На стене развешены другие материалы, помогающие лекторам сделать вступительное сообщение перед проходом к экспозиции.
Первое посещаемое экскурсантами помещение – передняя, меблировка которой исчерпывается зеркалом, диваном и настенной вешалкой для верхней одежды. Следует отметить усилия смотрителей музея, которые скурпулезно подбирали обстановку, соответствующую той эпохе и социальному положению В.Л.Пушкина.
На вешалке мужской макинтош, сверху головной убор тех лет – цилиндр. Женское манто и шляпка небрежно брошены на диван, словно пришедшая дама очень торопилась. Время словно остановлено на бесконечную паузу.
На стене привлекают внимание два документа в застекленных рамках. Слева от рамки с цветочным натюрмортом — дворянский герб рода Пушкиных, официальным оформлением которого Василий Львович занимался лично, справа — родословное древо пушкинского семейства.
Примечательна конструкция дивана, выполненного из качественной древесины с обшитым кожей сиденьем, ниша под которым использована для размещения хозяйственных ящиков взамен традиционных российских сундуков.
Парадные комнаты
Парадный зал особняка меблирован резным диваном, креслами и стульями с одинаковым орнаментом на спинках и обивкой сидений. В простенке между богато драпированными окнами зеркало во всю высоту помещения, его резная деревянная рама выполнена как единое изделие с небольшой столешницей под сувениры.
Солнечное освещение через широкие оконные проемы дополняется несколькими бронзовыми с позолотой люстрами ажурной конструкции, а также настенными светильниками подобного исполнения.
На стене выше гарнитура помещено несколько портретов, среди которых изображение самого Василия Львовича и его младшего брата Сергея, отца великого российского поэта.
Анфилада комнат включает парадный зал, следующую далее гостиную с зеленоватой окраской стен и замыкающую эту цепочку столовую.
Такое расположение помещений было распространено вплоть до ХХ века и являлось наиболее целесообразно для зданий подобной конструкции, с максимальным использованием полезной площади.
Здесь легко перемещаться между комнатами разного назначения, особенно при наличии многочисленных гостей, что было характерно для собраний литераторов.
Следующим по ходу следования является помещение гостиной, где эти собрания поэтов и писателей и происходили по большей части. Здесь наиболее богатая меблировка, состоящая из секретера у двери в столовую и гарнитура возле стены, освещаемой солнечным светом из окон напротив.
На столешнице секретера подсвечники из фарфора и бронзы, такие же часы со скульптурой, несколько сувениров. Выше на стене картины с видами мест, где побывал хозяин дома в зарубежной поездке, и несколько сувенирных тарелок 8-гранной формы с барельефами выдающихся памятников.
Диван и стулья из светлой древесины вокруг овального столика располагают к дружеским беседам или творческим дискуссиям. Мебель установлена на узорчатом ковре, дополняющем уют обстановки.
На стене несколько картин, в том числе крупное полотно мифологического сюжета. В углу кафельная печь, рядом лента на стене непонятного сразу назначения. Это не декоративный элемент, а устройство для вызова прислуги с колокольчиком на другом конце.
В простенке между оконными проемами и здесь, как и в зале, высокое зеркало для отражения в темное время света свечей красочного канделябра. Осветительный прибор на высоком деревянном постаменте выполнен из бронзы, подсвечники держит стоящий на шаре ангел.