При воссоздании интерьеров реставраторы проявили максимум творчества и фантазии, чтобы приблизить обстановку к реальности. В потоке солнечного света на пьедестале в форме колонны – статуя умывающейся в ручье девушки в коленопреклоненной позе.
Один из углов гостиной занимает фортепиано, конфигурацией напоминающее массивный стол (габариты продиктованы требованиями размещения комплекта струн, используемых в инструменте для извлечения музыкальных звуков). Такое фортепиано компактнее рояля в длину, а по высоте меньше, чем пианино с вертикальными струнами.
Разнообразие нот на откидном пюпитре и крышке фортепиано говорит о широте музыкальных интересов пользователей инструмента.
Парадная столовая дворянского особняка своим оформлением оправдывает подобный статус, позволяя принимать значительное количество гостей. В музее В.Л. Пушкина столовая приготовлена именно к многолюдному обеду, традиционному для литературного кружка «Арзамас».
Любимым блюдом и символом объединения был гусь в яблоках, который (муляж, конечно) приготовлен на столике возле одного из окон. За противоположным от окон краем стола на подносе приготовлен самовар, что позволяет судить о популярности у литераторов этого напитка.
Тщательная и многочисленная по числу приборов сервировка стола подтверждает торжественный характер многолюдного обеда. Изысканная фарфоровая и хрустальная посуда, праздничные подсвечники и вазы с цветами подчеркивают незаурядность предстоящего события.
Однако и постоянный интерьер столовой весьма шикарен, чего стоят только сервант с фамильным серебром сестры старших Пушкиных, массивные английские часы в виде высокой башни.
Красочны медальоны итальянской работы в простенках между окнами, кубки и статуэтки на столиках под ними. Привлекает внимание и красочный пейзаж над сервантом с видом итальянских развалин, а также небольшие натюрморты с земляникой и ананасом по бокам.
Другие помещения особняка
Самым оригинальным помещением дома музея В.Л. Пушкина следует признать зал, посвященный его наиболее известному и скандальному произведению. Здесь размещена живописная фантазийная инсталляция по сюжету поэмы, посвященному визиту приятелей в публичный дом. Изображения и реальные предметы, иллюстрирующие эту нестандартную ситуацию, размещены в специальной витрине этого помещения.
Кроме того, здесь же размещена информация о противоборстве двух литературных школ того времени. Сторонники и последователи Карамзина, основателя сентиментализма в России и виднейшего историка, объединились в группу «Арзамас», к которой примкнул и В.Л. Пушкин, не отошедший при этом от классицизма. Видными сторонниками развития и совершенствования русского языка были Жуковский и Батюшков.
Консервативное направление представляли такие выдающиеся личности, как Державин и Крылов. Группу сторонников неприятия иностранных слов Беседа возглавлял видный писатель и государственный деятель, адмирал Шишков. Он занимал даже министерские посты империи, был видным военачальником, награжден рядом орденов и Золотым оружием, приравниваемым к ордену Святого Георгия.
Экспозиция зала Опасный сосед содержит портреты выдающихся представителей обеих направлений. Что касается сути конфликта, то свои резоны были у каждой группы.
Примирить и объединить эти течения было суждено Александру Сергеевичу Пушкину, сумевшему соединить сохранение исторической самобытности русского языка с прогрессивными изменениями.
Он фактически создал современный русский литературный язык, которым мы пользуемся до сих пор.
Соседнее помещение занято кабинетом Василия Львовича, любимым местом его времяпровождения.
Здесь устроен солидных размеров камин с декоративным экраном перед топкой, на котором вышита сценка с охотничьими собаками. На верхней каминной доске вазы с цветами, подсвечник и часы французского производства.
Солидный книжный шкаф содержит любимые издания обширной библиотеки хозяина кабинета, на нем несколько бюстов, в том числе Вольтера.
Письменная столешница бюро, находящаяся в открытом положении, загромождена открытыми книгами. На ней письменные принадлежности и портрет А.С. Пушкина, копия известного произведения Ореста Кипренского, выполненная художником Уткиным.
Сверху выделяется бюст Державина, почитаемого В.Л. Пушкиным несмотря на творческие разногласия «Арзамаса» и группы «Беседа». На стене портреты, в том числе Карамзина и Вяземского.
На антресолях
Заключительные помещения музея В.Л. Пушкина, имеющие непосредственное отношение к его великому племяннику, расположены в антресолях особняка.
В первой из комнат останавливался Александр Сергеевич во время приездов из Петербурга. Здесь стоит узкая кровать, рабочий секретер и дорожное бюро, возможно побывавшее в ссылках вместе с младшим Пушкиным.
На столике в центре комнаты дорожный несессер путешественника поневоле, раскрытая книга и чайная чашка на блюдце. Несколько неярких картин украшают стены приземистого помещения.
Вторую комнату антресолей именуют Детской, имея в виду время происхождения размещенных в ней экспонатов. Здесь собраны сохранившиеся предметы, сопровождавшие детские годы Александра Пушкина – игрушки, учебные и развлекательные издания.
На стенах несколько его портретов в разном возрасте, одиночных и вместе с родителями. В углу копия картины о лицейском выступлении будущего великого поэта, полотно известное с давно описанным сюжетом.
Посещение дома музея В.Л. Пушкина позволяет полнее узнать о литературной жизни в России XIX века, о борьбе за влияние на содержание отечественной словесности.
Острота впечатлений поддерживается сознанием посещения этих комнат великим Александром Сергеевичем Пушкиным, который все споры и раздоры прекратил своим творчеством. Здесь можно в очередной раз почтить память создателя современного русского литературного языка.