Дальнейшее содержание повествования о музее – анонсы его постоянных экспозиций, афиши тематических выставок и вернисажей работ. В музее демонстрируются изображения высокопоставленных посетителей, новинок экспозиции и другие информационные материалы.
В Михайловском дворце представлены экспозиции, демонстрирующие эволюцию развития в российских поселениях народных промыслов . Одним из них было плетение кружев, которым русские женщины увлекались во все времена для личного потребления, а в некоторых регионах это ремесло было и средством заработка. Особо славилось кружевное плетение вологодских и елецких мастериц.
В отделке предметов личного пользования и декоративного назначения широко использовалась художественная резьба. Методом вырезания рисунков, узоров и орнаментов украшали шкатулки и ларцы, гребни и другие предметы. Для нанесения резьбы использовали кость и камень, различные древесные породы.
Резьбе по дереву посвящены несколько следующих слайдов. Они иллюстрируют применение древесины для создания самостоятельных художественных произведений в виде скульптур, использование для наружной отделки деревянных жилых и иных зданий.
Использовали древесину для вырезания изображений культового назначения, украшения храмов и часовен. Практиковалась окраска деревянных барельефов церковного назначения, значительно повышающая их декоративность.
Кроме прямого использования, древесина служила для изготовления форм для создания рельефов различной степени выпуклости. Барельефы и горельефы выполнялись путем заполнения вырезанных форм постепенно твердеющими веществами, такими как глина и гипс.
Декоративно-прикладное искусство также представлено в Русском музее. Витрина с восьмигранным остеклением демонстрирует посетителям образцы народных костюмов. Одеяния и головные уборы русских красавиц характерны самобытностью и оригинальностью покроя с использованием различных видов тканей.
Образцы тканей представлены на отдельной настенной витрине. В другой витрине представлены разнообразные изделия из керамики. Причудливой формы сосуды, вазы и статуэтки имеют разнообразную окраску, предназначены как для декоративного убранства, так и для бытового использования.
Несколько отдельных витрин демонстрируют художественную лаковую роспись предметов из различных материалов. Металлические подносы традиционно расписывали на уральских заводах Демидовых и в подмосковном Жостово. Своеобразие и красота подносов обеих художественных школ прославила эти изделия по всему миру.
Такая же технология применялась для украшения деревянных шкатулок и сосудов, более мелких декоративных изделий, рамок для зеркал, рисунков и фотографий.
Роспись деревянных сосудов развивалась также несколькими художественными школами, объединенными понятием хохломской росписи. Различия были в преобладающем рисунке, который мог состоять преимущественно из завитков, либо включать листики и ягоды, либо быть орнаментальным. Сходной была технология подготовки поверхности, позволяющей получать золотистый цвет без использования красок на основе драгоценного металла.
Специальная обработка деревянных изделий держалась в секрете от чужаков, однако общие принципы известны. Древесина обрабатывалась глиняной суспензией, маслом льна и после определенной температурной обработки лудились, то есть покрывались слоем порошка олова или алюминия. После нанесения рисунка и лакового покрытия изделия подвергались высокотемпературной обработке.
Подборка работ абстрактного искусства представляет произведения Кандинского и Малевича. Василий Кандинский вообще считается многими искусствоведами основоположником абстракционизма, создавшим новую теорию композиции. Его картины динамичны и экспрессивны за счет использования цветовых контрастов, прямых и ломаных линий.
Малевич основал одно из течений абстракционизма – супрематизм, использующий в качестве изобразительного средства геометрические фигуры и объемные тела. Серия его работ во главе с известным Черным квадратом вызывают противоположные суждения ценителей прекрасного до сих пор.
Искусство советского периода представлено поздними работами Кузьмы Петрова-Водкина, среди которых картина Весна 1935 года. По яркости и экспрессии она уступает ранним работам типа Купания красного коня, но дает представление о творческой манере художника.
Картина Дейнеки 1942 года – Оборона Севастополя иллюстрирует один из самых драматичных эпизодов Великой Отечественной войны, характерна четкой динамикой и явно выраженным монументализмом. Есть в подборке и другие работы советских мастеров. Но не они определяют художественную ценность коллекции Русского музея.
Довольно беглый и неполный обзор экспозиции произведений Русского музея призван лишь разбудить интерес к этому великолепному собранию. Посещение Михайловского дворца и других сокровищниц, входящих в объединение, принесет массу впечатлений и эмоций.
Никогда не упускаю случая посетить музей когда бываю в Питере и в очередной раз была там 2 дня назад. Очень люблю и интересуюсь русской живописью, поэтому экспозиция музея неизменно производит на меня огромное впечатление. И если в первый раз глаза разбегаются и ты бежишь по залам, чтобы успеть все посмотреть, то потом можно полчаса сидеть и наслаждаться любимыми полотнами. Для меня это «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Небольшой совет: лучше посещать музей рано утром, до прихода больших групп.
Во время учебы в Ленинграде Русский музей был для меня самым любимым, раз в месяц я обязательно туда ходила, практически все экспонаты постоянной экспозиции знала Каждый раз любовалась картинами Куинджи, особенно «Лунная ночь на Днепре», смотреть на которую никогда не надоедает.