Обслуживание туристов внутри страны приносит много денег. Эксперты считают, что Россия в этом плане многое упускает. Огромная часть тех денег, которые китайские туристы тратят в России проходит мимо местных предпринимателей. Сезон 2017 года показал, что борьба за туристов выиграна нелегалами.
Параллельно можно говорить и о сфере приёма туристов из Ирана. Количество гостей постоянно растет, а вот денег от них практически не поступает по официальным данным. Получается, что официальные данные не обо всем знают. Эксперты пытались разобраться, можно ли еще как-то повлиять на ситуацию или все, что остается официальному туристическому бизнесу — наблюдать за тем, как деньги ускользают из рук.
Разгул «серого» китайского бизнеса — это уже не новость. Многим известно, как умело гостей из Китая обслуживают их же нелегальные гиды, у которых нет рабочих виз. Как человек, который отдаленно знаком с историей России, может достоверно ее рассказывать туристам? Можно допустить, что некоторые факты доносятся в искаженном виде. Многие китайские поставщики туристического продукта стараются забронировать отели напрямую, без участия российской принимающей стороны. Точно также они сами заботятся о трансфере, питании и прочих необходимых для нормального пребывания туристов вещах. О том, настолько просто ориентировать туриста в нужный сувенирный магазин даже говорить не стоит. Именно по такой схеме деньги и уходят от местного туристического бизнеса. Турист, которому со своей стороны предоставил информацию китайский гид, возвращается домой с неполной картинкой о России. Единственное, к чему пока не может притронуться рука «серого» бизнеса — это музеи. По крайней мере, за вход точно платить нужно и эти деньги уже получают не китайцы.
Представители туристических фирм напоминают, что поднимать данный вопрос уже не раз пытались на государственном уровне. Проблема есть, о ней многие знают, но найти эффективный выход с ситуации пока не удалось. Справедливости ради нужно напомнить, что не только позиции теневого бизнеса усиливались. Легальные российские туроператоры тоже получали ранее много клиентов. Усложнилось все уже летом 2017-го. Директора туристических фирм, которые занимаются этим направлением, отмечают, что это первый сезон, который принес спад продаж. Ю. Самохина, генеральный директор «Тари Тур» считает, что «серые» схемы набрали обороты именно в этом году. С ней солидарны и в «Калина Трэвел».
По-другому объяснить отсутствие желаемых продаж в турфирмах нереально. То, что количество туристов растет, подтверждают не только музеи, но и представители других объектов. По словам директора паломнического центра Свято-Троицкой Сергиевой лавры «китайцев море». Можно говорить о том, что в 2017-м году примерно на 30% туристов стало больше. Печалит одно, приезжают они со своими гидами и экономят на всем. Некоторые даже не останавливаются, а сразу возвращаются домой.
Картина ясная, сейчас происходит не снижение туристического потока из Китая, а снижение продаж принимающей стороны. Нелегалам удается нормально вести деятельность и перетягивать на себя большое количество туристов. Китайские предприниматели не столь стеснительны в своих действиях, хотя, находятся на чужой территории. Наиболее возмутительное, о чем стоит говорить — демпинг. М. Левченко сообщает, что они получили информацию от своих китайских партнеров о том, как какие-то мутные местные организации предлагают поездку в Россию всего за 300 долларов. В стоимость включен перелет! При адекватной экономике туроперейтинга обеспечить такую цену просто нереально. Можно допустить, что они продают туристические пакеты без наценки или даже себе в убыток, но хорошо зарабатывают на шопинге. Многие на территории РФ имеют собственные магазины, куда исправно поставляют покупателей, считает К. Калашников, представитель UTS Group.
Если говорить о данных прошлого года — РФ приняла больше 67 тысяч туристов из Ирана. Согласно статистике Ростуризма это количество примерно на 60% превышает данные 2015. Цифра не впечатляет, особенно на фоне большой армии китайцев. Но все же есть положительная динамика и на это нужно обращать внимание. Потенциал тоже имеется. В Иране все больше появляется возможностей у среднего класса, который начинает изучать достопримечательности мира. Есть еще один момент: далеко не каждая страна приглашает к себе столь активно туристов из Ирана. Если взять для примера США, в январе текущего года местное правительство приняло решение о временном приостановлении выдачи виз гражданам Ирана.
Ограничения коснулись не только этой страны, но речь сейчас именно об Иране. В итоге страны, которые ориентируются в своей внешней политике на Америку, не столь активно выдают визы. Такая ситуация сложилась в том числе потому, что на протяжении 35 лет страна живет под санкциями, считает С. Войтович, директор туроператора «Свой ТС». Именно эта компания 5 лет назад одна из первых начала развивать прием иранских туристов. Многие российские туристические фирмы уже давно немного сбавили обороты по приему китайских гостей и решили переключиться на другую аудиторию. Работать себе в убыток не интересно никому. Тревожным знаком можно считать то, что многие замечают аналогичное применение «серых» схем среди предпринимателей других стран. Сейчас нужно внимательно следить за ситуацией с туристическим потоком с Ирана, чтобы не упустить свой шанс.
С одной стороны, наступили времена, когда именно этот вид бизнеса должен процветать. В прошлом году между Москвой и Тегераном было подписано соглашение о безвизе для туристов в составе туристической группы. В июне текущего года Иран уже ратифицировал данное соглашение, аналогичная ситуация должна вот-вот произойти и со стороны России. Остается наладить всего несколько технических деталей. Если все пройдет правильно и благополучно, туристический поток из Ирана должен пойти в рост.
Как не странно, именно в это время «Свой ТС» начали сокращать свою активность в сфере приема туристов из Ирана. Почему это происходит? Потому что предприниматели данного направления явно начинают перенимать опыт у китайцев. Модель поведения имеет слишком много совпадений, чтобы не обращать на них внимание, уточняет С. Войтович. «Свой ТС» больше специализируются на комплексном предоставлении услуг, тогда как туристы из Ирана все больше обращаются только за отдельными услугами. Это не интересно не только данному поставщику туристического продукта, но и стране в целом.
Что говорит туристический бизнес?
Итак, эксперты пытались разобраться, как можно перехватить инициативу у китайских конкурентов и не дать развиваться аналогичному теневому бизнесу в случае с Ираном. Заинтересованные стороны предлагают несколько вариантов.
М. Левченко считает, что для начала надо внимательно анализировать список туристических фирм, у которых есть право оформлять приглашения для безвиза китайских тургрупп. Это могло бы помочь определить, какие фирмы зарабатывают только на приеме туристов, а кто активно торгует визами с «серыми» предпринимателями. Сразу же нужно думать и об Иранском направлении, так как уже сейчас проблема есть.
По словам И. Мусина, президента компании «Спутник-спорт&бизнес трэвел» нужно проявить своевременную инициативу по части сервиса. Иранские туристы не похожи с китайскими по менталитету, потому им нужно несколько иное отношение. Туристы из Ирана будут обращать внимание на того, что сможет развить формат сервиса Iran friendly. Ассоциация гидов и перевозчиков сейчас ожидает, будут ли приняты поправки в отраслевой закон в части обязательной сертификации гидов. Будет правильно, если в Москве туристов будут обслуживать москвичи, а не китайцы или иранцы.
С. Войтович уверен, что только радикальное решение может помочь выйти из ситуации. Российские предприниматели должны найти вариант, как внедриться на рынки Ирана, Китая и других стран, чтобы заниматься отправкой туристов самостоятельно. Нормальное сотрудничество может получиться только при двустороннем бизнесе по аналогии турецкого бизнеса.
Как вы думаете, что может заставить китайских туристов обратится к легальному российскому бизнесу?