После неприятного инцидента с компанией РоссТур Федеральное агентство по туризму направило в Госдуму и Минэкономразвития сообщение с инициативой о внесении изменений в действующее законодательство. Как сообщил Олег Сафонов, Федеральное агентство считает целесообразным регулировать деятельность туристических агентств. Сафонов уточнил, эксперты задумались о нормативно-правовом регулировании этой сферы в связи с увеличением количества громких скандалов после разорения компаний.
Деятельность посредников между розничными фирмами и туроператорами уже давно под вопросом. Последнее время такие компании друг за другом объявляют о банкротстве. За недавнее время подобная ситуация уже третий раз стряхивает туристический рынок. Первая проблема была с Polar Tour, далее Intravel-Stoleshniki и в конце РоссТур. Это не означает, что аналогичные ситуации больше возникать не будут.
Эксперт напоминает, согласно стандартной схеме взаимодействия турагента и туроператора должен быть прямой договор между партнерами. Иначе вклиниться третье звено — центр бронирования. По своей сути такие центры собой представляют механизм повышения маржинальности. Сафонов полагает, что туристические агенты сознательно рассчитываются с туроператорами именно через такие конторы. До 2007 года существовало законодательное регулирование туристической розницы. Далее его отменили, так как деятельность негативно сказывалась на развитии среднего и малого бизнеса.
Также эксперт уточнил, ведомство не собирается давить на представителей малого предпринимательства. Единственная цель, которую сейчас преследуют чиновники — защитить туристов от деятельности подобных центров бронирования. Наблюдатели всё же уверены, что такое предложение Федерального агентства может стать стимулом к появлению тех же проблем. На грани рентабельности работают небольшие туристические фирмы уже давно. Они действительно понимают все свои риски при осуществлении расчетов через центры бронирования.
Не все так просто
Проблема заключается в том, что только так можно получить среднюю для рынка комиссию даже на старте бизнеса. В последние годы агентское вознаграждение регулярно снижается. Если розница останется без возможности работать с центрами бронирования, количество банкротств по всей Российской Федерации только увеличится. Кроме этого, центры бронирования для агентов осуществляют и функцию службы одного окна. Иначе туристическим фирмам пришлось бы заключать множество договоров с компаниями-операторами. Сейчас же все конфликты по заявкам решают кураторы. Так можно обеспечить оперативность.