Церковь Ильи Пророка
Расположенная в живописном перелеске церковь, вывезенная в разобранном по бревнышку состоянии из-под Солигалича, восстановлена на музейной территории почти 50 лет назад. Здание скомпоновано из трех срубов, размер которых в плане возрастает от входа, и четвертого пониже – в нем расположен алтарь.. Таким же образом меняется высота сооружения, возрастая к купольному срубу. Самый высокий сруб наверху квадратного имеет два яруса восьмигранной формы, убывающего кверху размера. наверху – крыша в виде полусферы с маковкой купола и православным крестом на нем. На первом срубе сохранена деревянная кровля, такой она была первоначально и на всем здании. жесть применили в XIX веке, в таком виде церковь и воссоздана в Костромской слободе.
Двухэтажное здание предусматривало размещение сразу двух храмов – зимнего отапливаемого на первом этаже и летнего, без отопления – на втором. Теплый храм был посвящен Пресвятой Богородице, летний – Пророку Илие (или Илье по-современному). Наибольшую ценность и красоту представлял верхний этаж, ему и были посвящены основные усилия реставраторов, восстанавливавших интерьеры десятками лет. Храмовым праздником признается Ильин день, который отмечается на Руси 2 августа по новому летоисчислению, знаменуя конец лета и наступление осени
В минувшем году все работы по восстановлению интерьеров второго этажа в церкви Илии Пророка были завершены именно в Ильин день, тогда же его посетили первые после реставрации туристы. Обновили и конструкционные элементы здания, нуждающиеся в укреплении. И его внутреннее убранство. При входе на второй этаж вывесили подробное пояснение об устройстве здания, назначении отдельных зон храма и его долгой истории. Приведен чертеж здания и эскиз иконостаса с пояснениями об устройстве и назначении всех составляющих. Видимое различие цвета и фактуры старой и новой древесины сотрет только время.
Главная ценность церкви Илии Пророка заключается в достаточно редкой конструкции купольного потолка в главном помещении храма. Он выполнен из натянутого холста, покрытого уникальными росписями евангельского содержания. Исполненный таким образом купол называли в старину термином «небо». Получается, что напрасно мы воспринимаем как новинку современные дизайнерские решения с использованием натяжных потолков.
Резные деревянные конструкции иконостаса выдержали испытание временем и сохранились. Иконы, к сожалению, были утрачены, и реставраторы подбирали новые изображения. Жесткие условия в деревянном здании без отопления и постоянного микроклимата писанные масляными красками изображения долгое время выдержать не могут, поэтому с выбранных икон делали качественные фотокопии и их устанавливали в иконостас.