Кузнечное дело в Измайловском Кремле представлено наравне с другими древними ремеслами, но оно опаснее. В старину кузнецы даже селились на окраинах, чтобы не подвергать риску жилье односельчан. Поэтому мастерская работающих с огнем и раскаленным металлом находится в безопасном подвальном помещении. Однако без наглядной демонстрации привлечь публику на мастер классы затруднительно, практикуются вылазки мастеров на свет божий.
Зародилось кузнечное дело, в Измайловском Кремле показываемое как некое священнодействие, 6 тысяч лет назад. Первыми металлами, обрабатываемыми этим способом, были самородная медь, золото и серебро. Холодная ковка самородков интереса не представляет, она сродни обработке глины, только без гончарного круга. Нагрев, примененный только через тысячу лет, в корне меняет свойства металлов, делая их пластичными. За тысячу лет до нашей эры человек узнал железо, сначала метеоритное и самородное, затем выплавленное.
Как показывают кузнечное дело в Измайловском Кремле
Делается это с соблюдением необходимых предосторожностей, в ограниченном формате, чтобы только заинтересовать посетителей. Выставляется кованая сувенирная продукция, моментально привлекающая внимание необыкновенными превращениями металла. Кузнечный инструмент мастер приносит в чемоданчике, раскрывая его для обозрения. Далее демонстрируется живая процедура розжига углей, сначала древесного, затем каменного, в миниатюрном переносном горне. Кузнец использует воздуходувку, заменяющую примитивные меха.
Живописность и необъяснимая привлекательность открытого огня замечена давно, однако логического объяснения не имеет. Чтобы представить кузнечное дело в Измайловском Кремле как нечто загадочное для непосвященных, кузнец священнодействует молча. Работая без комментариев, он нагнетает заинтересованность зрителей, интригуя свободным общением с огненной стихией. Подача воздуха в зону горения, аналогично раздуванию костра, резко активизирует процесс, создавая условия нагревательной печи.
Показ для привлечения
Чтобы показать окружившим горн раскаленный металл, не обжигая собственных рук, кузнец использует уловки. Нагреваемый пруток он берет самыми кончиками клещей, чтобы нагрев не передавался инструменту. Для демонстрации такого захвата достаточно, но работать у наковальни не позволит. Придется лихачу использовать и рукавицы, и глаза защищать от раскаленных частиц. Металл при нагреве покрывается пленкой окисла, которая при ударном воздействии легко отскакивает в непредсказуемом направлении.
На совести конкретного кузнеца остается демонстративное пренебрежение всеми защитными средствами, такое недопустимо ради психологического эффекта. Кузнец работает без рукавиц сознательно, на ощупь контролируя степень нагрева инструмента. Пока не начал операции обработки, не одевает очки, где гарантия от такого же поведения зрителей, возможно, слегка подвыпивших? Случайно или намеренно, но демонстрируют кузнечное дело в Измайловском Кремле у входа в водочный музей.
Своих мастер классов работники музея водки в силу специфики не проводят, ведь даже для демонстрации брагу перегонять наверняка не разрешат. Поэтому чужим мастер-классам не препятствуют. Кузнечное дело в Измайловском Кремле выглядит вполне естественно. Красочная кованая урна у входа явно не в магазине куплена, подарена смежниками за размещение рекламного показа. Однако проводимые в заведении дегустации национального напитка, без которых обходятся немногие, меняют поведение людей. Вряд ли кто-то захочет и успеет воспрепятствовать желающему поучаствовать.
Ковка более серьезно и ее результаты
Если наковальня и ударные инструменты не будут принесены на место демонстрации, придется проходить в кузницу. Там кузнечное дело, в Измайловском Кремле только мелькнувшее, покажут на полном серьезе. Разогрев металла снижает предел упругости, вносимые изменения становятся необратимыми. С нагретым до свечения металлом можно производить самые разнообразные действия, не только показанное заострение кончика. Кузнецы меняют форму заготовки, делят ее на части, перекручивают и изгибают, сваривают и украшают.
Такая ручная ковка, которую демонстрирует кузнечное дело в Измайловском Кремле, осталась уделом ремесленников. Их изделия популярны у затеявших частное строительство, для заметного украшения внешнего облика и интерьеров. Кованые изделия красивы и долговечны, производят впечатление своим изяществом. Практическое значение сохранили кое-где и сельские кузницы, обеспечивающие неотложные ремонты техники. В промышленности куют детали на мощных механизированных молотах и прессах с огромными возможностями воздействия.
Однако вряд ли кто-либо из персонала этих махин способен на них изготовить столь изящные вещи, как вручную. Заводское производство глубоко утилитарно, хотя и в нем возможны проявления виртуозности. Кузнечное дело в Измайловском Кремле осталось в исполнении именно увлеченных людей, подлинных мастеров. Потихоньку ручная ковка переходит, или уже перешла, в категорию прикладного искусства. Поэтому, на полном к тому основании, кованые изделия украшают не только демонстрационные столы.
Непреходящая красота кованого металла привлекает людей на мастер классы опытных мастеров. Демонстрируя кузнечное дело в Измайловском Кремле, они не стремятся воспитать преемников, для этого необходимо продолжительное обучение. Однако предлагаемые несложные изделия вполне может выполнить и начинающий, хотя бы с помощью инструктора. Самыми популярными стали монеты и подковы, особенно с надписями, но это уже ближе к штамповке. Сложнее выковать кочергу или щипцы для камина, но какое это наслаждение!