Музей истории водки в Измайловском кремле

muzey-istorii-vodki-countryscanner-1.jpg

Крупнейший столичный парк Измайлово в 2001 году обогатился новой достопримечательностью. Здесь разместился крупный культурный объект, стилизованный под древнерусский кремль, в котором среди прочих разместился музей истории водки. Всемерно порицаемый, однако по-прежнему популярный напиток представлен здесь по всем музейным канонам, повествуется о происхождении, производстве и потреблении крепкого спиртового раствора в воде.

Неприметное здание, где размещен музей истории водки, стало более привлекательным от его входной двери, вывески и расписания работы. Они выполнены с использованием резьбы по дереву, причем достойного качества. В таком же стиле оформлена рамка шуточного календаря, где выбраны разнообразные предлоги для употребления народного напитка. Красноречивое название не нужно воспринимать всерьез, никакого здоровья не хватит.

Музей истории водки в Измайлово представляет шуточный календарь с памятными датами и праздниками.

Авторы своеобразного ежедневника не обнаружили ни одной даты, на которую не приходился бы хотя бы один праздник, памятная дата, либо чей-то юбилей. Хорошо, что контрольные органы не сочли это произведение рекламой водки, которая законодательно запрещена. Музей истории водки вовсе не пропагандирует алкогольные возлияния, которые вредят здоровью.

Зайдем в музей истории водки

Красиво расписанный национальными узорами русский самовар с заварочным чайником среди образцов алкогольной продукции – как признание водки исконно нашим напитком. Однако российский приоритет достоверно не доказан, есть и другие претенденты на изобретение огненной воды. Скорее всего, первоначально спирт выделили из вина средневековые алхимики, искавшие философский камень.

Образцы тары с крепким алкоголем музей истории водки демонстрирует вместе с самоваром, расписанным национальным русским узором.

Крепкую составляющую виноградного вина, выделенную дистилляцией, они считали душой напитка, назвав латинским обозначением духа – спиритус. На столике рядом с самоваром и на соседних витринах – разнообразная по форме и этикеткам водочная тара, подарочные варианты упаковок сувенирных бутылок.

Следующая экспозиция акцентирует внимание посетивших музей истории водки на потреблении крепкого алкоголя в нашей стране. Получилось даже слишком выразительно, до гротеска – медведь с граммофоном, скатерть с выразительным народным орнаментом. Необычно объемистая бутыль и пара граненых стаканов украшают столешницу. Кстати, этот музей можно назвать интерактивным, потому что  на фоне этой и других декораций желающие могут сфотографироваться и «опрокинуть чекушечку» за умеренную дополнительную плату.

Выставленная в музее истории водки объемистая четверть четвертая часть ведра сопровождается чучелом медведя у граммофона.

Бутыль именуется четвертью, это одна из производных единиц основной меры объема жидкости, которой долго было ведро. Четверть соответствует ¼ части ведра, отсюда и название. Появившаяся позднее водочная бутылка вмещала около 0,6 литра водки, в четверти помещалось содержимое пяти бутылок.

Музей истории водки оборудован целым набором витрин различных габаритов, выстроившихся вдоль продольной стены помещения. В каждой стеклянной секции по 4 полки, все они уставлены образцами водочной продукции. Бесчисленные бутылки разбавлены сувенирными изделиями и упаковками, информационными материалами.

Стеклянные витрины, заполненные образцами водочных изделий, музей истории водки расположил вдоль стены помещения.

Представленная экспозиция отражает многочисленность и разнообразие популярной и крайне выгодной для производителей крепкого алкоголя. Дешевизна исходного сырья и несложность технологических процессов позволяют вкладываться в оригинальную тару, улучшать дизайн и полиграфическое исполнение этикеток.

Водка в сувенирном кейсе

 

При советской власти очень продолжительный период в основном выпускалась водка Московская особая, ценой 2 рубля 87 копеек. При средней зарплате рабочих 200 рублей доступность водки была примерно на нынешнем уровне. Тот же продукт в бутылках с винтовыми пробками и английскими надписями на глянцевых этикетках предназначался для партийно-хозяйственной номенклатуры, упаковывалась такая водка в сувенирные кейсы.

Исторический экскурс

В многообразных экспозициях музей истории водки делает упор на российское прошлое крепкого алкоголя, сменившего медовуху и пиво. Своеобразная композиция объединила под общим укрытием несколько графинов, бюст Пушкина и трактирное блюдо с денежными купюрами и водочными стопками. Нужно отметить, что великий поэт водку не жаловал. В память о торговле водкой ведрами демонстрируется огромная бутыль в оплетке из прутьев.

Музей истории водки объединил на одном стенде трактирное блюдо с чарками и купюрами, графины и бюст Пушкина, не любившего водку.

Трактиры на Руси основал Иван Грозный на основе введенной его отцом и предшественником на престоле государственной монополии на крепкий алкоголь. Долгое время эти заведения подавали только водку, без закуски, и исключительно простолюдинам. Дворяне и зажиточные люди, а также священники в подобные заведения не ходили, выпивали дома.

Отец Петра, царь Алексей Михайлович первым попытался уменьшить пьянство, не теряя при этом доходов казны. Распивочные он ликвидировал, цены на вынос водки увеличил, и затея закономерно провалилась. Бюджетные интересы победили, а при Петре Первом винокурение стало доступным за откупные деньги, пошедшие на Северную войну.

Немало пивший Петр Первый и приучал к обильной выпивке, и карал перебравших 7-килограммовой медалью, которую показывает музей истории водки.

В молодости царь Петр был активным выпивохой, прививал потребление вина и водки на ассамблеях. В обзоре Дворец Меншикова демонстрируется штрафная чаша для опоздавших к застолью, емкость которой более литра расположена в подставке модели корабля. Только опорожнив чашу, ее можно было поставить на стол. Перепивающим же Петр предназначил чугунную медаль в полпуда весом (более 7 килограммов), носимую неделю.

Музейная инсталляция монастырской винокурни возвращает пришедших в музей истории водки во времена зарождения производства крепкого алкоголя на Руси. Произошло это в XV веке, первыми перегонять брагу из замоченного и забродившего хлеба научились монахи. Правивший тогда Иван Третий потратил большие усилия на то, чтобы прибыльная отрасль стала государевой привилегией.

Инсталляция с перегоняющим брагу монахом – один из красочных экспонатов, развлекающих посетителей музея истории волки.

Натуралистичная композиция показывает рабочее место и оснащение древнего винодела. Печь небольшого размера должна обеспечить нагрев браги до определенной температуры, которую нельзя превышать, чтобы в продукт не попали сивушные масла. Перегонное устройство принципиально схоже с заводским оборудованием, колоритный монах следит за процессом.

Еще немного истории

Рабочий инвентарь совсем другого уровня демонстрируется в очередной витрине, которую представляет музей истории водки. Здесь лабораторные разновесы для точного взвешивания, термометры и спиртомеры, по плотности раствора определяющие содержание спирта с приготовленном напитке.

Различные стеклянные емкости вместе с лабораторными принадлежностями музей истории водки демонстрирует совсем не случайно.

Такие инструменты непременно использовал в своих работах по смешиванию веществ великий химик Менделеев. Хотя его докторская диссертация и посвящена разбавлению спирта водой, эта тема не была определяющей в научной деятельности Дмитрия Ивановича. Не говоря о знаменитой Периодической системе элементов, он имеет много других весомых открытий, в том числе принцип разделения нефти и бездымный порох.

В середине XVIII века Екатерина Великая, сохраняя государственную монополию, предоставила привилегию производить водку дворянам. Количество продукции увеличивалось по мере знатности помещика, остальное население приобретало зелье у государства. В следующем столетии монополия и ужесточалась при Александре Первом, и отменялась при Николае Первом.

Появилось несколько узнаваемых водочных брендов, среди которых качеством и умелым маркетингом отличались предприятия Смирнова и Шустова.

Стенд выдающихся водочных фабрикантов музей истории водки начинает рассказом о Петре Аркадьевиче Смирнове.

Последний в дальнейшем переориентировался на выпуск коньяков, а вот Смирновская водка популярна и производится до сих пор. Многочисленные награды международных выставок, звание поставщика императорского двора и личные награды отметили заслуги Петра Аркадьевича Смирнова в водочном производстве.

Очередным стендом музей истории водки демонстрирует медные и латунные сосуды, используемые в старину в водочном производстве. Здесь же несколько стеклянных сосудов, а стоят емкости на чертеже расстановки оборудования в заводском пролете. Каждая дозировочная или промежуточная емкость снабжена пояснительной запиской с названием и предназначением.

Дозировочные или промежуточные емкости

 

Сувенирные бутылочки по 50 миллилитров горилки Казенка произведены на киевском заводе. Сувенирная упаковка с портретом советского руководителя Брежнева, не гнушавшегося крепких напитков, — редкое исключение в те времена. Портреты вождей висели в каждом кабинете, их таскали на принудительных демонстрациях 1 мая и 7 ноября, но на водке Брежнев появился только для наполнения мини-баров номеров для иностранцев.

Сувенирная горилка Казенка с портретом Генсека КПСС Леонида Брежнева для номеров интуристов среди экспонатов музея истории водки.

 

Посетить музей истории водки может каждый желающий, независимо от отношения к алкоголю. Можно совместить с осмотром находящегося немного восточнее собора Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово. Если храм не прельщает, то к вашим услугам конно-спортивная школа в Измайлово, в юго-западной части парковой территории.