Крупнейший столичный парк Измайлово в 2001 году обогатился новой достопримечательностью. Здесь разместился крупный культурный объект, стилизованный под древнерусский кремль, в котором среди прочих разместился музей истории водки. Всемерно порицаемый, однако по-прежнему популярный напиток представлен здесь по всем музейным канонам, повествуется о происхождении, производстве и потреблении крепкого спиртового раствора в воде.
Неприметное здание, где размещен музей истории водки, стало более привлекательным от его входной двери, вывески и расписания работы. Они выполнены с использованием резьбы по дереву, причем достойного качества. В таком же стиле оформлена рамка шуточного календаря, где выбраны разнообразные предлоги для употребления народного напитка. Красноречивое название не нужно воспринимать всерьез, никакого здоровья не хватит.
Авторы своеобразного ежедневника не обнаружили ни одной даты, на которую не приходился бы хотя бы один праздник, памятная дата, либо чей-то юбилей. Хорошо, что контрольные органы не сочли это произведение рекламой водки, которая законодательно запрещена. Музей истории водки вовсе не пропагандирует алкогольные возлияния, которые вредят здоровью.
Зайдем в музей истории водки
Красиво расписанный национальными узорами русский самовар с заварочным чайником среди образцов алкогольной продукции – как признание водки исконно нашим напитком. Однако российский приоритет достоверно не доказан, есть и другие претенденты на изобретение огненной воды. Скорее всего, первоначально спирт выделили из вина средневековые алхимики, искавшие философский камень.
Крепкую составляющую виноградного вина, выделенную дистилляцией, они считали душой напитка, назвав латинским обозначением духа – спиритус. На столике рядом с самоваром и на соседних витринах – разнообразная по форме и этикеткам водочная тара, подарочные варианты упаковок сувенирных бутылок.
Следующая экспозиция акцентирует внимание посетивших музей истории водки на потреблении крепкого алкоголя в нашей стране. Получилось даже слишком выразительно, до гротеска – медведь с граммофоном, скатерть с выразительным народным орнаментом. Необычно объемистая бутыль и пара граненых стаканов украшают столешницу. Кстати, этот музей можно назвать интерактивным, потому что на фоне этой и других декораций желающие могут сфотографироваться и «опрокинуть чекушечку» за умеренную дополнительную плату.
Бутыль именуется четвертью, это одна из производных единиц основной меры объема жидкости, которой долго было ведро. Четверть соответствует ¼ части ведра, отсюда и название. Появившаяся позднее водочная бутылка вмещала около 0,6 литра водки, в четверти помещалось содержимое пяти бутылок.
Музей истории водки оборудован целым набором витрин различных габаритов, выстроившихся вдоль продольной стены помещения. В каждой стеклянной секции по 4 полки, все они уставлены образцами водочной продукции. Бесчисленные бутылки разбавлены сувенирными изделиями и упаковками, информационными материалами.
Представленная экспозиция отражает многочисленность и разнообразие популярной и крайне выгодной для производителей крепкого алкоголя. Дешевизна исходного сырья и несложность технологических процессов позволяют вкладываться в оригинальную тару, улучшать дизайн и полиграфическое исполнение этикеток.
При советской власти очень продолжительный период в основном выпускалась водка Московская особая, ценой 2 рубля 87 копеек. При средней зарплате рабочих 200 рублей доступность водки была примерно на нынешнем уровне. Тот же продукт в бутылках с винтовыми пробками и английскими надписями на глянцевых этикетках предназначался для партийно-хозяйственной номенклатуры, упаковывалась такая водка в сувенирные кейсы.
Исторический экскурс
В многообразных экспозициях музей истории водки делает упор на российское прошлое крепкого алкоголя, сменившего медовуху и пиво. Своеобразная композиция объединила под общим укрытием несколько графинов, бюст Пушкина и трактирное блюдо с денежными купюрами и водочными стопками. Нужно отметить, что великий поэт водку не жаловал. В память о торговле водкой ведрами демонстрируется огромная бутыль в оплетке из прутьев.
Трактиры на Руси основал Иван Грозный на основе введенной его отцом и предшественником на престоле государственной монополии на крепкий алкоголь. Долгое время эти заведения подавали только водку, без закуски, и исключительно простолюдинам. Дворяне и зажиточные люди, а также священники в подобные заведения не ходили, выпивали дома.
Отец Петра, царь Алексей Михайлович первым попытался уменьшить пьянство, не теряя при этом доходов казны. Распивочные он ликвидировал, цены на вынос водки увеличил, и затея закономерно провалилась. Бюджетные интересы победили, а при Петре Первом винокурение стало доступным за откупные деньги, пошедшие на Северную войну.
В молодости царь Петр был активным выпивохой, прививал потребление вина и водки на ассамблеях. В обзоре Дворец Меншикова демонстрируется штрафная чаша для опоздавших к застолью, емкость которой более литра расположена в подставке модели корабля. Только опорожнив чашу, ее можно было поставить на стол. Перепивающим же Петр предназначил чугунную медаль в полпуда весом (более 7 килограммов), носимую неделю.
Музейная инсталляция монастырской винокурни возвращает пришедших в музей истории водки во времена зарождения производства крепкого алкоголя на Руси. Произошло это в XV веке, первыми перегонять брагу из замоченного и забродившего хлеба научились монахи. Правивший тогда Иван Третий потратил большие усилия на то, чтобы прибыльная отрасль стала государевой привилегией.
Натуралистичная композиция показывает рабочее место и оснащение древнего винодела. Печь небольшого размера должна обеспечить нагрев браги до определенной температуры, которую нельзя превышать, чтобы в продукт не попали сивушные масла. Перегонное устройство принципиально схоже с заводским оборудованием, колоритный монах следит за процессом.
Еще немного истории
Рабочий инвентарь совсем другого уровня демонстрируется в очередной витрине, которую представляет музей истории водки. Здесь лабораторные разновесы для точного взвешивания, термометры и спиртомеры, по плотности раствора определяющие содержание спирта с приготовленном напитке.
Такие инструменты непременно использовал в своих работах по смешиванию веществ великий химик Менделеев. Хотя его докторская диссертация и посвящена разбавлению спирта водой, эта тема не была определяющей в научной деятельности Дмитрия Ивановича. Не говоря о знаменитой Периодической системе элементов, он имеет много других весомых открытий, в том числе принцип разделения нефти и бездымный порох.
В середине XVIII века Екатерина Великая, сохраняя государственную монополию, предоставила привилегию производить водку дворянам. Количество продукции увеличивалось по мере знатности помещика, остальное население приобретало зелье у государства. В следующем столетии монополия и ужесточалась при Александре Первом, и отменялась при Николае Первом.
Появилось несколько узнаваемых водочных брендов, среди которых качеством и умелым маркетингом отличались предприятия Смирнова и Шустова.
Последний в дальнейшем переориентировался на выпуск коньяков, а вот Смирновская водка популярна и производится до сих пор. Многочисленные награды международных выставок, звание поставщика императорского двора и личные награды отметили заслуги Петра Аркадьевича Смирнова в водочном производстве.
Очередным стендом музей истории водки демонстрирует медные и латунные сосуды, используемые в старину в водочном производстве. Здесь же несколько стеклянных сосудов, а стоят емкости на чертеже расстановки оборудования в заводском пролете. Каждая дозировочная или промежуточная емкость снабжена пояснительной запиской с названием и предназначением.
Сувенирные бутылочки по 50 миллилитров горилки Казенка произведены на киевском заводе. Сувенирная упаковка с портретом советского руководителя Брежнева, не гнушавшегося крепких напитков, — редкое исключение в те времена. Портреты вождей висели в каждом кабинете, их таскали на принудительных демонстрациях 1 мая и 7 ноября, но на водке Брежнев появился только для наполнения мини-баров номеров для иностранцев.
Посетить музей истории водки может каждый желающий, независимо от отношения к алкоголю. Можно совместить с осмотром находящегося немного восточнее собора Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово. Если храм не прельщает, то к вашим услугам конно-спортивная школа в Измайлово, в юго-западной части парковой территории.
Оригинальный музей для взрослых)) детей, думаю, туда лучше все-таки не брать! А вот само Измайлово для деток сегодня представляет большой интерес))