Дворец Меншикова, первое здание из камня в Петербурге, по роскоши внутренней отделки превосходил императорские покои. Восстановленные интерьеры и многочисленные экспонаты многое рассказывают об образе жизни тогдашней знати. Использование в дизайне изразцов, шпалер и китайского рисованного шелка уникально, а ряд подлинных предметов большой исторической ценности совершенно неповторимы. Здание дворца также представляет большую ценность своей архитектурой.
Построен дворец персонально для ближайшего сподвижника Петра Великого, первого генерал-губернатора Петербурга Александра Даниловича Меншикова. Здание было центром огромной усадьбы на Васильевском острове, простиравшейся от Большой до Малой Невы.
Сохранившаяся часть дворца выходит фасадом на нынешнюю Университетскую набережную. Архитекторы Фонтана и Шедель, впоследствии Трезини, Баженов и другие зодчие достраивали и не раз перестраивали здание, сейчас реставраторы вернули его облик первой четверти XVII века.
Александр Меншиков вышел из среды простолюдинов, начинал карьеру с обязанностей царского денщика и звания прапорщика. Участвовал в боевых действиях на море и на суше, получал последовательно все более высокие чины в сухопутных войсках и на флоте. Стал фельдмаршалом и адмиралом, в итоге получил звание генералиссимуса. После основания Санкт-Петербурга стал первым генерал-губернатором будущей столицы российской империи.
Освоение подаренного покровителем Васильевского острова Меншиков начал так же, как многие нынешние владельцы загородных домов, разбив там огород. Зато на строительство дворца было затрачено всего около года, были мобилизованы лучшие мастеровые со всей страны.
Роскошью внутренней отделки владение Меншикова затмило все прочие дворцы, а масштаб постройки можно оценить только с вертолета или пользуясь дроном. Посетителям предоставлена возможность ознакомиться с макетом дворца, воспроизводящим все его здания.
Сосредоточив в своих руках высокие чины и влияние на царя, Меншиков после его смерти, в царствование Екатерины Первой, был фактическим правителем страны. Однако с приходом к власти внука великого императора, Петра Второго, недолюбливавшего вельможу с детства, был обвинен в казнокрадстве и государственной измене, арестован и сослан в Сибирь, в городок Берёзов.
Не отличавшийся хорошим здоровьем ссыльный (подозревали туберкулез) скончался через полтора года в ходе эпидемии оспы. Погребен Александр Данилович Меншиков был возле построенной самолично церкви, но позднее река во время паводка смыла его могилу.
Дворец на Васильевском острове, как и всё прочее имущество Меншикова, был конфискован в государственную собственность. В переоборудованном здании начало работать первое военное учебное заведение страны – Сухопутный Шляхетский корпус, позднее переименованный в Кадетский. Корпус стал местом обучения как сыновей знаменитых дворянских родов, так и молодых талантливых военных.
Из его стен вышли многие знаменитые впоследствии военачальники: Румянцев-Задунайский, Милорадович, Ермолов и Дохтуров. Здесь же учились несколько будущих декабристов, в том числе Рылеев. Закончил Кадетский корпус и правнук Меншикова, названный в честь именитого, но забытого родственника.
А.С. Меншиков был адъютантом героя 1812 года генерала Багратиона, дослужился до адмирала и начальника Главного морского штаба, члена Кабинета министров. Руководили корпусом многие заслуженные военные, в том числе несколько лет сам Кутузов, победитель Наполеона.
Новая специализация здания повлекла множество переделок. Большой зал и прилегающие комнаты переделали под церковь, прочие помещения также приспособили к нуждам учебного заведения. Под строевой плац вырубили добрую половину прекрасного дворцового парка.
Обратное преобразование в первоначальный вид для превращения в музейный объект потребовало больших усилий исследователей и реставраторов. Памятью Кадетскому корпусу во дворце Меншикова, уже в статусе филиала Эрмитажа, осталась его эмблема.
Подсобные помещения
На первом этаже главного здания резиденции располагались подсобные помещения, где готовили пищу, а также занимались различными работами в мастерских. Кухонь во дворце было несколько, восстановили интерьер одной из них.
В так называемой Поварне готовили мясные блюда и разливали хмельные напитки. Выставлен деревянный разделочный стол, посуда на полках, лавки для отдыха поваров.
Розлив пива и кваса вели из бочек с помощью огромного ковша с двумя ручками, изготовленного из отрезка ствола древней липы с отходящими от него корнями. Часы-ходики на стене, несмотря на возраст, в рабочем состоянии.
Главным сооружением в кухонном помещении является длинная печь на три очага. Для удаления горячего воздуха и водяного пара от приготовления пищи устроена вытяжка, соединенная с трубой. На плите и полках стеллажа у стены расставлена посуда для варки и запекания, в основном изготовленная из меди.
Экскурсоводы обращают внимание посетителей дворца Меншикова на оставленный при реставрации без отделки участок стены над дверью Поварни. Этот фрагмент был вскрыт при обследовании здания с целью определения объема реставрационных работ. Здесь можно визуально оценить состояние старинного кирпича, увидеть приемы кладки в исполнении старых каменщиков.
Другое подсобное помещение отведено под токарную мастерскую, где работал и хозяин дворца и часто гостящий у него Петр Первый. Царь научился токарному ремеслу в зарубежных поездках и обладал достаточными навыками работы на станке с ручным приводом.
На стене Токарни вывешены некоторые изделия, и не исключено, что сам Петр их и выполнял. В объемистом шкафу размещены токарные приспособления и различные резцы.
Искусно изготовленный сундук возле станка был, очевидно, предназначен для хранения чего-то ценного. Такое предположение возникает при внимательном рассмотрении изделия, в котором установлено не меньше тридцати потайных замков.
Проходить к парадным и жилым помещениям дворца Меншикова нужно через так называемые Большие сени, обустроенные с использованием многих архитектурных элементов. Несколько рядов колонн в подражание античным соединяются продольными и поперечными арками, стоящими на их капителях.
В стенных нишах расставлены статуи, копирующие известные работы старинных мастеров, возможно, некоторые из них подлинные и завезены в Россию по заказу светлейшего князя. На невысоком постаменте вдали расположена скульптура, для рассмотрения которой требуется подойти поближе.
При обзоре с близкого расстояния на мраморной подставке предстает прекрасная скульптура. Обнаженная женщина возлежит на ткани, расстеленной в громадной раковине моллюска. Так изображается обычно нимфа речных и озерных вод – наяда, которых древние считали покровительницами водных источников.
Однако догадка неверна, это работа французского скульптора Гийома Кусту, названная автором Венера в раковине. Речь идет о Кусту – старшем, у которого были сыновья Никаля и Гийом, оба также скульпторы.
Следующий текст является не полным. Прочесть статью полностью. Дворец Меншикова, первое здание из камня в Петербурге, по роскоши внутренней отделки превосходил императорские покои. Восстановленные интерьеры и многочисленные экспонаты многое рассказывают об образе жизни тогдашней знати. Использование в дизайне изразцов, шпалер и китайского рисованного шелка уникально, а ряд подлинных предметов большой исторической ценности совершенно неповторимы. Здание дворца также представляет большую ценность своей архитектурой.