Ханский дворец в Бахчисарае безусловно принадлежит к жемчужинам исторического и архитектурного наследия Крымского полуострова. Феодальное государство, выделившееся из Золотой Орды в период ее упадка (1443 год), недолго было самостоятельным. Затем Крымское ханство попало в вассальную зависимость к Османской империи, стало объектом притязаний Российской. Результатом военных разборок стало возвращение независимости, но под протекторатом России, затем вхождение в ее состав.
Ханский дворец, построенный в 1519-м, в 1736 году был сожжен фельдмаршалом Минихом, хотя военная необходимость отсутствовала. Полководца раздражали упорное сопротивление и потери, и он совершил по сути военное преступление против гражданского объекта. В результате уничтожено огромное культурное наследие крымских татар, в том числе документальное. Хватило ума хотя бы выполнить чертежи, что позволило провести восстановление в 1787-м. Работы предшествовали присоединению к России, велись при активной помощи турок мастерами и материалами.
Внешний облик ханской резиденции
Вид сверху на Ханский дворец выполнен словно для путеводителя, достоверно ориентирован по сторонам света. За нижним обрезом кадра остались ханские сады и ограждающая стена с мавзолеем. Просторная дворцовая площадь образована многочисленными зданиями и стенами. Двумя минаретами обозначена Большая ханская мечеть, южнее — два купола гробниц (дюрбе), правее ханское кладбище. Замыкает с востока Баня Сары-Гюзель с серыми куполами, разрисованными звездами. Ближе – подсобный Конюшенный корпус и хозяйственные постройки.
Травяной газон с центральным фонтаном словно делит площадь на части, в западной выделяется Соколиная башня. За восьмигранным строением — уединенный корпус Гарема, компактно сгруппированные жилые здания, Диван и малые дворики. Дальней границей Ханский дворец имеет Свитский корпус из двух зданий с Северными воротами посередине. На территории немало взрослых деревьев разнообразных пород, особо красочны цветущие каштаны. Для полноты впечатлений покажем Ханский дворец с противоположной стороны.
Встроенные в Свитский корпус Северные ворота – это парадный вход в бахчисарайский Ханский дворец, главную резиденцию правителей. Легко опознаются по арке большого размера, рисунку на дверных створках и большому окну вверху. Слева расположено здание Большой мечети с наружным входом для прихожан, она действующая. Дальше подсобный Конюшенный корпус и ханская библиотека. Самое дальнее строение – дюрбе Диляры-бикеч, загадочной почитаемой женщины с непонятными происхождением и историей.
Справа от входа – группа жилых и административных зданий с внутренними двориками. Выше всех Соколиная башня, рядом с нею огороженный Персидский сад. Перед башней еще более высокая, чем все ограды, стена Гаремного корпуса. С этого ракурса Ханский дворец в центральной части выглядит оазисом каштанов в цвету. Южнее огороженное пространство садовых террас с выходом к воинскому мемориалу освободителям Крыма от гитлеровской оккупации. Несколько строений будут показаны подробнее.
Большая мечеть Биюк Хан-джами
Большая ханская мечеть занимает место в восточной части дворцовой территории, выделяясь шпилями высотных минаретов. В нижнем ярусе здание оборудовано крытой галереей, внешняя сторона образована аркадой арочных проемов на колоннах. Минарет пронзает крыши и галереи, и самого здания, вознося балкон и остроконечный шпиль. Высокое крыльцо входа на второй этаж отчасти напоминает русские конструкции, тоже на колоннах с арками. Мавзолеи – дюрбе (один скрытый каштаном) ограждены собственной стеной.
Мавзолеи над захоронениями свидетельствовали об особом почитании умерших, Ханский дворец сохранил лишь некоторые. Рядом с мечетью два дюрбе с родственниками правителей, здания однотипные и своеобразные. Восьмигранные постройки имеют два таких яруса, смещенные по граням. Верх первого объема снабжен высоко расположенными окнами, значительная их часть закрыта. Второй ярус глухой, без окон, увенчан полусферическим куполом с полумесяцем на фигурном штыре.
Еще ракурс Большой мечети
Чтобы показать подробнее крыльцо украшающей Ханский дворец Большой ханской мечети и центральный газон, сменим точку съемки. Теперь видны высокие тонкие колонны, отличающие здешние постройки, зарешеченные окна и стенные росписи. Прямоугольник травяного газона украшен небольшими кустами, которым искусной стрижкой придана форма чайных пиал. Небольшие клумбы среди газона расставлены хаотично, ограждены белыми камнями. Извилистая полоса недавно вскопанной земли засажена сезонными растениями, некоторые уже собираются цвести.
Следующий вид мечети показан со стороны западного минарета, от центрального фонтана северной части площади. Слева видна арка Северных ворот, по сторонам – здания Свитского корпуса разной этажности. Раньше в них размещалась ханская стража и прислуга. На самой площади установлены несколько парковых скамеек, позволяющих отдохнуть в тени высоких деревьев. Это как нельзя кстати в палящую крымскую жару, особенно для посетителей из прохладных регионов. Балконы с навесами спасали от зноя обитателей зданий, составляющих Ханский дворец.
Несколько раз перестроенный, дотла сгоравший и каждый раз возрождающийся Ханский дворец – явление уникальное. Это единственный в мире сохранившийся до наших дней подлинный памятник дворцовой архитектуры крымских татар. Его черты можно обнаружить в постройках более поздних зодчих, изучивших эту жемчужину Бахчисарая. Есть некоторое сходство с планировкой дворца Топкапы в Стамбуле, впрочем, весьма отдаленное. Как и турецкий комплекс, крымский Ханский дворец преобразован в музей целиком.
Часть двора вокруг фонтана
Балкон минарета Большой ханской мечети позволил, после трудных переговоров, провести фотографирование с высоты. Кадром захвачена прилегающая с севера оживленная улица, скопище торговых точек у входа в достопримечательность. Жилые здания громоздятся восходящими уровнями, пока есть возможность образовать ровную площадку под строения. Выше только белеющая известняковая скала с деревьями на самой макушке. Двойные крепостные стены оградили Ханский дворец относительно недавно.
Крымские татары в пору расцвета ханства были головной болью южных окраин Российской империи. Их опустошительные набеги разрушали поселения, вытаптывали поля, страдало мирное население. Ответную реакцию могущественного соседа крымчане то ли не ожидали, то ли проморгали. Закономерным итогом стало поглощение малого соседа, хорошо хотя бы, что сохранено историческое наследие. Высотную фотографию дополняет наземный снимок той же территории, с входной аркой, Свитским и Жилым корпусами.
Непосредственно после прохода арки посетители видят вход в здешний художественный музей, на фото заслоненный. Его посещение нам предстоит, как и некоторых помещений Жилого корпуса. Наружный вид покоев включает два этажа с выступающими в центре верандами. Стены здания украшены несколькими фрагментами орнаментов, у входа садовые скамейки. Однако не станем спешить с посещением, покажем вблизи вход в Ханский дворец. Там есть еще и немаловажная достопримечательность.
Екатерининская миля и вход в Ханский дворец
Обелиск под названием Екатерининская миля не знаменует приезд императрицы в Ханский дворец. Такими знаками отмечалась каждая десятая верста на маршруте по всему Крыму. С одобрения светлейшего князя Григория Потемкина установку провел автор идеи, правитель Таврии Нечуй-Кохановский. Сохранились в Крыму пять таких монументов, шестой восстановлен на уцелевшем фундаменте в районе села Цветочное. Тем не менее исторический визит отмечен хрониками, поскольку Екатерину Великую сопровождал австрийский император и послы.
Северные ворота прежде уже упоминались, рассмотрение с близкого расстояния впечатляет гораздо больше. Красочная роспись затейливыми узорами и тройное арочное окно украшают верхний ярус входа в Ханский дворец. Орнамент на самих воротах с распашной калиткой попроще, дополнен верхней решеткой. Каменными плитами огражден ров с небольшой речкой, протекающей перед резиденцией. Несколько опознавательных надписей информируют о статусе достопримечательности, которую предстоит посетить.
Экспонаты художественного музея
Экспозиция художественного музея развернута в доме бывшего смотрителя, которому был доверен Ханский дворец. Открыта она летом 1996 года, основа коллекции сформирована в середине прошлого века. Собрание живописных полотен содержит, среди прочих, работы известнейших художников Рокотова, Щукина и Левицкого. Наиболее габаритные экспонаты, не боящиеся нахождения на открытом воздухе, выставлены в углу стыка двух корпусов. Массивные керамические сосуды с узким горлышком почти равны росту человека.
Древние греки использовали подобные емкости еще в период минойской цивилизации, называли их пифосами. Незаменимая тара для жидких и сыпучих продуктов, здешние экскурсоводы используют термин бакла. Образован то ли от русского баклага, то ли от древнего пещерного города Бакла поблизости. Только баклага однозначно трактуется как плоская фляжка небольшого объема. В рассказе о Бакле приводится интересная версия, что поселение назвали за сходство вырубленных в камне цистерн с пифосами и флягами одновременно.
Некоторые экспонаты внутри
Загромождать обзор про Ханский дворец подробным описанием музея не будем, приведем только некоторые характерные экспонаты. Верхняя полка старинного серванта или посудного шкафа оформлена интересно, с подражанием дворцовой архитектуре. Словно изящная аркада на тонких колоннах, характерная для мавританского зодчества. Она не менее впечатляет, чем стоящие за стеклом экспонаты – фарфоровые сосуды, тарелки и подсвечники. Через прозрачные стенки видна рама с портретом, который узнаете при личном визите.
Другое помещение музея оборудовано уже настоящими выставочными витринами, довольно ярко оформленными. Там тарелки развешены на задней плоскости, часть вместе с другими экспонатами – на полках. Представлены расписные статуэтки, чаши и блюда, замысловатые подсвечники из бронзы с фарфоровыми вставками. Сбоку на витринах находятся описания изделий, с предположительной датой выпуска и производителем. Украшением комнаты является бюст императрицы, дополняющий несколько ее портретов.
Живописный фрагмент над дверью, судя по нижнему вырезу, украшал когда-то арочный вход. Где он находился, неизвестно, как и имя автора то ли пейзажа, то ли натюрморта. Когда посетите, где-то наверняка обнаружится музейное описание. Нам же пора двигаться дальше, чтобы посетить доступные помещения и достойно представить Ханский дворец. Ближайшими объектами нашего посещения будут Летняя беседка и Фонтан слез. Тот самый, знаменитый Бахчисарайский фонтан из поэмы великого Пушкина, чей бюст – рядом.
Летняя беседка, Пушкин и Фонтан слез
Летняя беседка понятного назначения находится в Бассейном дворике, соседствующем с Соколиной башней, напротив северного дюрбе Большой мечети. Она занимает первый этаж постройки, прекрасно различимой на высотных фотографиях. Изнутри привлекает внимание цветными вставками в оконных переплетах и мраморным фонтанчиком посередине. Фриз из орнаментов граничит с замечательно исполненным потолком. Вдоль стен помещения расставлены укрытые коврами диваны со множеством подушек.
Первоначально Летняя беседка была открытой верандой с колоннами, увитыми лианами, откуда обозревался весь Ханский дворец. В 1820-х годах надстроили второй этаж с Золотым кабинетом, вставили оконные переплеты. Известны имена мастеров, выполнивших объемный резной потолок, Дорофеев и Кладо. На фоне приглушенных тонов стен потолок выглядит гораздо ярче, особенно розетка под люстру, перекликающаяся с цветными витражами. Фонтан – отдельная песня, его следует рассмотреть поближе.
Посреди квадратного мраморного бассейна установлена колонна с водяными форсунками, по углам ограждения – тоже источники струй. Их негромкое журчание успокаивает, навевает мечтательное настроение. Наблюдать за водяными струями, слушать их плеск можно бесконечно, если располагаешь достаточным временем. Можно легко представить себе, сколь приятно было подобное времяпровождение для населяющих Ханский дворец. Но необходимо продолжать осмотр, впереди еще много интересного.
Бахчисарайский фонтан и автор поэмы
Рассказывают, что Фонтан слез прежде украшал крайнюю южную постройку – дюрбе Диляры-бикеч. Пушкин в поэме Бахчисарайский фонтан исходил из преобладавшей версии, что Диляра была любимой женой хана Крыма Герая, отравленной соперницей. Современные исследователи запутали себя и публику, по-разному толкуя приставку Бикеч. Конструктивно Фонтан слез относится к легендарному типу райских источников Сельсебиль, из которых пьют мученики веры. Перенесли фонтан на новое место из-за пересыхания первого источника еще до визита Екатерины и тем более Пушкина.
Обозначенный тип фонтанов символизировал то нарастающее, то успокаивающееся горестное, скорбное чувство. Единственная струйка из верхнего отверстия медленно питала чашу под ней, оттуда влага разделялась на две чаши. Они наполняли следующую по центру, всего три таких цикла и четвертый – заключительный. Бюст великого поэта, посвятившего Бахчисарайскому фонтану поэму и стихотворение, украсил Ханский дворец в середине прошлого века. Двести лет в 2020 году проходит со дня визита Пушкина, знаменательная дата.
Помещение Дивана и Малая мечеть
Зал Совета и Суда, или Диван, что означает Собрание, расположен к северо-западу от Летней беседки. Они практически соприкасаются по диагонали, рядом с помещением Дивана с запада – Фонтан слез. Государственный Совет Крымского ханства состоял из местной знати – беев, представляющих старейшие заслуженные семейства. Для них вдоль стены выстроился ряд сидений, ханский трон располагается у южной стены. Еще недавно на его месте стоял желтый макет трона османского султана, сейчас оформление поменялось.
Туристические сиденья посреди помещения предназначены для краткого отдыха осматривающих Ханский дворец. При этом их расположение указывает на место бывшего бассейна с фонтаном, услаждавшего участников заседаний. Наибольшая сохранность характерна для восточной стены с витражными окнами и нишами с вооружением. Остальной интерьер серьезно пострадал от варварства Миниха, погибла изразцовая облицовка, росписи стен и потолка. Нынешнее декорирование выполнено уже в XIX веке.
Фрагмент оформления Малой ханской мечети
Личная молельня крымских властителей расположена напротив Дивана, к югу от него, через Фонтанный дворик. Здесь, в южной стене, расположена ритуальная ниша – михраб, которая традиционно ориентирована на Мекку. Резные пояса верхнего конуса обозначают семь небесных уровней согласно догматам ислама. Выставлен сохранившийся экземпляр подставки под Коран, использовавшийся в молитвенной церемонии. Молитвенный коврик крымских правителей Ханский дворец представляет вертикально, чтобы никто его не осквернил.
Следует заметить, что деление помещений представлено в пределах одного Главного дворцового здания. Он объединяет сразу несколько строений, обыкновенно описываемых по отдельности, от Дивана и Малой мечети до Фонтана слез, Золотого фонтана и портала Демир-Капы. Возвращаясь к мечети, следует отметить ее парусный купол внутри восьмигранного барабана. Постройка здания датируется XVI веком, как и все основные корпуса, составляющие Ханский дворец. Малая ханская мечеть в основном сохранилась хорошо, не в пример Гарему.
Гаремный корпус ханской резиденции
Первоначально ханский Гарем располагался в четырех зданиях, но три были снесены к приезду Александра I. Визит императора состоялся в 1818 году, снос зданий выполнили ввиду ветхого состояния. Ханский дворец при этом потерял около 70 помещений, но Гарем уже свои функции не выполнял. Проведено восстановление ряда помещений, наиболее характерных для прежнего Гаремного корпуса – Гостиной, Буфетной и Жилой комнаты. Начнем ознакомление с наиболее просторного и обставленного помещения.
Гаремная гостиная
Гарем в переводе означает запретный, это относилось ко всем посторонним и родственникам правителя. Кроме хана, входить в корпус могли только кастрированные слуги – евнухи и малолетние сыновья правителя. Однако помещения были показательно декорированы, особенно выделяется гостиная Гаремного корпуса. Комната устлана коврами, стены украшены расписными узорами. Зарешеченные нижние окна едва пропускают свет, рассмотреть что-либо за стеклом или снаружи невозможно. Свет попадает через верхние проемы, тоже разрисованные.
Ниша ранее действовавшего камина занята сейчас красочным сосудом, предположительно жаровней, много экспонатов расставлено в комнате. Старинные бронзовые сосуды украшены филигранным рисунком по металлу, выполненным по древним технологиям. Особое внимание посетителей, для которых Ханский дворец открыл свой Гарем, привлекает металлическая птица. Самец павлина показан с частично распушенным хвостом, оперение выполнено искусной чеканкой. Неизвестно, имела ли птица какое-либо предназначение, кроме чисто декоративного.
Буфетная ханского Гарема
Обстановка помещения подчеркивает его первозданное назначение только громадными круглыми подносами, выставленными на подставки. Такие же вместе с металлическими кубками украшают полку над развешенными коврами. Почетное место для высокопоставленной жены размещено в углу, на резном сундуке с большой подушкой. Такие же разложены на большом диване, устланном ковром, гармонирующим с постеленным на пол. Живописной деталью выступает резная раздвижная ширма искусной работы.
Окна в буфетной выполнены аналогично гостиной комнате, в два ряда, нижний затемнен, верхний с витражами. Предполагается, что за ширмой готовили десертные дамские напитки – щербеты. Из непонятных соображений здесь же выставлена детская кроватка, прикрытая тканью. Ханский дворец демонстрирует обстановку помещений Гарема достаточно условно и приблизительно. По сути это типичные комнаты жилища богатого крымского татарина времен самостоятельности. Остается осмотреть собственно жилые помещения, представленные далее.
Жилые помещения Гарема
Женский наряд на манекене в жилой комнате дает представление о принятой в старину манере одеваться. Надо отметить более достойное положение женщин коренной нации у крымских татар по сравнению с турецкими. Они даже в Диване могли присутствовать, правда, только близкие родственницы заседавших вельмож. Для них на северной стене, напротив трона, предусмотрен закрытый балкон. Однако полностью закрывать тело свободными одеждами крымские татарки были обязаны, кроме головы и кистей рук. Это и демонстрирует манекен.
Здесь же представлена домашняя утварь, не совсем понятные приспособления женского обихода и ремесел. Кроме показанных помещений, в Гаремном корпусе воссоздана закрытая беседка для летнего досуга обитательниц. Оконные переплеты вместе с остеклением оснащены частыми решетками из деревянных реек, ничего разглядеть невозможно. Низкое сиденье укрыто ковром со свисающей до пола бахромой, ковер и на полу. Сколько их вообще содержит Ханский дворец, не поддается пересчету.
Музыкальные инструменты абсолютно узнаваемы по принадлежности к семействам, однако кроме барабана остальные не назвать. Да и для барабана свой термин – давул, подобие наших щипковых гуслей – саз. Духовой инструмент из вывернутой овечьей шкуры, наподобие волынки, называется тулуп-зурна. Еще целая витрина струнных, духовых и ударных инструментов остается читателям обзора для самостоятельного опознания. Девушки здесь не только музыкой занимались, популярны были национальные шашки.
Жилой корпус ханской усадьбы
Воссозданная обстановка жилого помещения мало чем отличается от виденной в Гареме, разве что ткацким станком. Камин с металлической жаровней оборудован отводом дымовых газов, внешне напоминающим михраб, только выпуклый. Диваны и подушки, как везде, полка с посудой из металла. Неожиданностью стали куклы на диване за детской кроваткой, видимо, татары не слишком следовали обычаям ислама. Эта религия запрещает изображать человека и животных, а Ханский дворец их демонстрирует.
Интересно выполнена отделка потолка, то ли обита тканью под планками, то ли покрашена. На резной полочке, застеленной платком, видны четки для молитвы. Сплошные перила не дают приближаться к экспонатам, чтобы выполнить крупный план. Поэтому пройдем в следующее помещение, обставленное как комната татарской невесты. Парадное одеяние отличается от виденных прежде повышенной яркостью тонов, богато декорировано. Множество развешенных полотенец – какой-то национальный обычай.
Не рада девушка предстоящему замужеству или глубоко переживает, уже не докопаешься. Может быть, неудачно выполнен манекен, но в целом сцена понятна. Подготовка нарядов, подбор украшений – непременная атрибутика любого бракосочетания. Почему в комнате невесты присутствует кальян, должны подсказать знатоки национальных обычаев. Толстая книга на сундуке, единственная замеченная, скорее всего – священный Коран. Много каминов содержит Ханский дворец, здесь он тоже имеется.
Ханское кладбище на территории Большой мечети
Вовсе не парадное состояние демонстрирует Ханский дворец на собственном кладбище, не тревожат современники покой умерших. Надгробия потихоньку ветшают, но некоторые можно отличить, мужское или женское. Мужчинам ставили обелиск с каменной чалмой, женщинам с плоской шапочкой (фес), виденной на невесте. На фото – южное дюрбе Исляма III Герая и ротонда Менгли II Герая, северного не видно, там покоился Девлет Герай. Хоронили крымских властителей здесь на протяжении почти двух веков, но более половины могил утрачено.
В старые времена все захоронения в Крыму считались священными, ханские надгробия охраняли и убирали дюрбедары. Они же читали молитвы, обеспечивая покой душам усопших, но почитание со временем угасло. Тем более, что судьба раскидала захоронения крымских владык по всей планете, а народ был часто гоним. Ханский дворец приютил только девятерых правителей, и лишь пять захоронений сохранены до сегодняшних дней.
Ханский дворец Бахчисарая, зимний вариант
Единственное из сохранившихся зданий Гаремного корпуса тщательно реставрировано и сейчас украшает Ханский дворец. Все ранее показанные помещения расположены именно в этом живописном флигеле. Обитательницам Гарема был предоставлен собственный садик, граничащий с севера с Посольским двором. На юге территория ограждена высокой (восьмиметровой) стеной Персидского сада с Соколиной башней, где действительно держали ловчих птиц. Был у затворниц доступ на смотровую площадку, но жизнь дворца с нее наблюдали не все.
Нижний ярус Соколиной башни каменный, сложен из глыб и оштукатурен, верх деревянный. Внутри винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку, которая загорожена решетчатыми окнами. Оттуда евнухи надзирали за происходящим в Гареме, избранным обитательницам предоставляли возможность обозревать Ханский дворец сверху. Зимняя Большая мечеть с белыми стенами, когда черепица покрыта снегом, опознается только по минаретам. Снежный покров в Крыму устанавливается ненадолго, зима там напоминает скорее позднюю осень. Виды в этот сезон здесь своеобразные, не особенно живописные.
Южная окраина ханской резиденции
В южной части территории Ханский дворец украшен памятным фонтаном в честь очередного визита российского императора. Речь о приезде Александра I в 1818 году, были здесь еще и Александр II в 1837-м, и Николай II в 1912-м. установили его вблизи каменной ограждающей стены, сложенной из бесформенных глыб. Оштукатурен только участок, прилегающий к ограде воинского мемориала освободителям от фашистской оккупации. Бахчисарай был очищен от гитлеровцев в апреле 1944 года, Ханский дворец занимал передвижной госпиталь.
Госпитальное кладбище хранит прах умерших от ран, погибших на полях сражений и казненных фашистами. Его описание – отдельная тема, и не сегодняшнего обзора. Покажем еще один вид на Ханский дворец, с террасы перед мавзолеем Диляры, в начале весны. Живописность фотографии придают яблоневые цветки, попавшие в кадр крупным планом. Здесь видны Южные ворота резиденции с арочным проходом, дворцовые строения едва виднеются. Просматривается весь бахчисарайский ландшафт, вплоть до известковых скал на горизонте.
На этом визит в Ханский дворец заканчивается, остается переварить накопленные впечатления о достопримечательности. Она безусловно интересна и сохранившимися памятниками истории, и самими событиями вокруг резиденции правителей Крымского ханства. Рекомендуем посетить жемчужину Бахчисарая в обязательном порядке, она того заслуживает. Будем надеяться на продолжение его реконструкции.