Дворец Топкапы, или Сераль, находится на берегу пролива Босфор в Стамбуле, крупнейшем городе нынешней Турции и бывшей столице этой страны. Комплекс, состоящий из множества сооружений, принадлежит к числу крупнейших дворцовых ансамблей в мире. На занимаемой им территории уместилось бы два государства Ватикан, а население в период расцвета превышало 50 тысяч человек.
Грандиозная постройка за общей крепостной стеной протяженностью более 5 километров состоит из отдельных частей – дворов и гарема, разделенных внутренними стенами и воротами. Можно сравнить с московским Кремлем, где периметр стен не достигает 1,4 км. Две восьмигранные башни с пирамидальными крышами, самые видные сооружения цитадели, охраняют Ворота Приветствия (вход во второй двор с территории первого, находящегося в режиме свободного доступа). Свободы здесь раньше было намного меньше, а наказаний больше и строже – перед башнями находится фонтан Палачей, где заплечных дел мастера омывали руки и мечи.
Название многолетней резиденции правителей могущественной Османской империи переводится как Дворец пушечных ворот. Такое название произошло от существовавшей раньше традиции встречать и провожать султана орудийными залпами. Кроме владыки и его матери, все прочие обязаны были входить во дворец Топкапы пешком, даже иностранные послы с верительными грамотами. За половину тысячелетия в вотчине турецких правителей сменилось 25 султанов, большинство которых умерли не от старости, а от руки честолюбивых родственников или коварных приближенных – визирей.
Подход к Топкапы и первый двор
Дворец Топкапы примыкает к оживленным улицам современного мегаполиса с оживленным автомобильным движением. Первое старинное сооружение встречает туристов еще на подступах к дворцовой территории.
Четырехгранный павильон под крышей с узорчатой кромкой и пятью куполами наверху выстроен для размещения фонтана султаном Ахмедом III в 1727 году, незадолго до гибели от рук восставших.
Здание весьма декоративно, но назначение его было вовсе не таким устрашающим, как у фонтана Палачей. Оно было благотворительным – по углам располагались киоски для раздачи питьевой воды всем желающим. Вода на Востоке всегда была драгоценной, условием жизни и даже одним из символов власти султанов.
Выполненные из мрамора Императорские входные ворота первого двора и всего комплекса выглядят моложе отходящих от них крепостных стен, что подтверждают летописные данные. Построены стены в XIVвеке, а отделали мрамором Императорские врата целых пять столетий спустя.
Во входной арке с правой стороны обустроены билетные кассы. Глухие боковые арки по сторонам входной во времена султанов служили для демонстрации отрубленных голов казненных преступников простому народу, как доказательство могущества и правосудия султанов. Сюда их выносили от места казни, находящегося вблизи фонтана Палачей.
Еще до входа на территорию дворца Топкапы можно заметить две караульные будки за живописным газоном с цветочными клумбами. Вооруженный часовой охраняет проход, но доступ в первый двор разрешен всем желающим и без оплаты. Стоимость посещения установлена для всех следующих дворов и гарема, причем с углублением на территорию цены возрастают.
Раньше охрану осуществляли обученные всем боевым приемам воины – янычары, квартировавшие в первом дворе дворца Топкапы, часто называемом двором янычар. Беспощадные воины султана не имели права на семейную жизнь и иные занятия, кроме выполнения боевых поручений владыки. Символической охрана стала только после свержения власти султанов и установления республиканского строя в 20-х годах прошлого века.
Крепостные стены и сторожевые башни состоянием кирпичной кладки выдают свой почтенный возраст, подтверждаемый многолетними вьющимися растениями. Швы между кирпичами накопили уже достаточно въевшейся почвы, чтобы стать плодородными. Выкрошившийся местами кирпич, белесый налет на поверхности стен также подтверждает давность их постройки.
Имеющиеся участки новой кладки, свежей и ровной, выполнены в ходе реставрационных работ по сохранению национального достояния. Работы для реставраторов еще очень много, но она необходима, чтобы неповторимая султанская резиденция принимала посетителей еще долгие годы и века.
Главным сооружением общедоступного первого двора, где размещались янычары султанского спецназа и подсобные помещения, предстает древнейшее культовое строение всей дворцовой территории, да и всего Стамбула. Церковь Святой Ирины, построенная в бытность города еще византийским Константинополем (для славян – Царьградом) – христианский храм, построенный даже раньше знаменитого собора Святой Софии. Церковь стала ареной кровавых распрей двух ветвей христианства, расходящихся в признании божеством Бога-сына, прямо в храме погибли 3 тысячи человек. Основателем церкви Святой Ирины считается сам Константин Великий, жизнь которого достойна хотя бы краткого описания.
Это был правитель Римской империи Гай Флавий Валерий Константин, при котором произошли важнейшие для государства события. Константин покончил с тройственным правлением империей, признал христианство равноправной религией Рима. Укрепляя Восточную Римскую империю, был фактически основателем государства с таким названием, после распада в IV веке западной части Римской империи существовавшего до XV века как Византийская империя или просто Византия. Название произошло от древнего греческого поселения, на месте которого Константин Великий закладывал свою столицу.
Завоевание Константинополя турками прекратило существование Византии, а новым великим государством стала Османская империя. Христианскую церковь новые владельцы использовали как оружейный склад. Мечеть сделали из более молодого и величественного собора Святой Софии. Сейчас церковь Святой Ирины сохраняется ради ее несравненной акустики, здесь проводятся концертные мероприятия и музыкальные фестивали.
Второй двор султанской вотчины
Врата Счастья, ведущие в третий двор, являются одним из примечательных сооружений предыдущего, второго двора. Эти ворота менее монументальны, нежели Императорские и Приветствия, но декоративностью оформления, безусловно, превосходят прочие. Над входом устроен красочный навес на 4-х колоннах, над ним полусферический купол. По бокам от навеса крытые галереи, образуемые арочными проемами на изящных колоннах.
Вход украшен золочеными надписями на арабском языке, узорами и табличками с автографами султанов. Потолок навеса декорирован позолоченной лепниной, а первые арки галерей – прекрасно выполненными пейзажами, созданными явно под влиянием европейской живописи. Создается впечатление необыкновенной легкости и ажурности сооружения.
Вдали виднеется караульная башня еще одного здания, о котором речь предстоит дальше. Башня Справедливости над зданием Дивана многими трактуется как символ законности, однако скорее всего она предназначалась для наблюдения за территорией резиденции и акваторией Босфора.
Красивы Врата Счастья, однако еще красочнее оформлен вход в официальное помещение для заседаний султанского Совета – Дивана. Входная и боковые арки украшены лепными орнаментами растительной тематики, а наибольшее впечатление производят золоченые решетки поистине виртуозного исполнения. Кузнецы султанов были большими мастерами своего дела, подобные образцы ковки металла – огромная редкость. Белый мрамор самого входа расписан позолоченными рельефными узорами, вместе с решетками составляющими единую гармоничную картину.
Под стать входу оформлено и внутреннее пространство Дивана. Искусность разнообразных и живописных орнаментов и узоров демонстрируется на всех элементах конструкции с шатром под куполом, с которого свисает золоченый шар. Заседания не всегда велись лично султаном, часто переговоры с иноземными послами и другие встречи поручались доверенным визирям, министрам султанского двора..
При этом властитель всегда был в курсе происходящего., при этом оставаясь невидимым для совещающихся. Для этой цели было установлено слуховое окошко с мельчайшей решеткой, сквозь которую султан все слышал и видел, сам оставаясь невидимым. Заседавшие обходились без столов, для сидения установлены предметы мебели, получившие наименование, видимо, от названия этого совещательного органа.
Почти каждый посетитель Дивана при выходе из помещения вновь осматривает красочные решетки и позолоченные рельефы. Сразу не замеченные мраморные полуколонны занимают свое место в восприятии шикарного оформления. Рассматривают туристы и надписи арабской вязью, выполненные золотом на черном фоне. Для списка султанов количество строк слишком велико, скорее всего это краткое изложение сур Корана, священной книги мусульман – их ровно 114, хватило для росписи многих зданий султанского ансамбля.
Третий двор Топкапы
Уже описанные Врата Счастья (или Блаженства, или белых евнухов) открывают доступ посетителям в личные покои султанов, куда ранее входили только с дозволения владыки даже самые приближенные сановники. Здесь несколько примечательных зданий, и первым встречается знаменитая Сокровищница. Несметные богатства многих поколений владык Османской империи страдали, конечно, от набегов и воровства, однако содержит хранилище множество раритетов всех времен и народов. Один из крупнейших ограненных алмазов и правая рука Иоанна Крестителя, которой он окунал в купель Спасителя, хранятся мусульманами наравне со своими святынями, среди которых зуб пророка в золотом ларце и его мантия. Дворец Топкапы признан одной из величайших музейных жемчужин мира, наравне с Оружейной палатой русских царей и хранилищами династии Габсбургов, рекордсменов по времени царствования.
Среди обильных зеленых насаждений третьего двора обнаруживается отдельное здание строгих геометрических форм. Это библиотека, построенная и оборудованная тем же султаном Ахмедом Третьим, что и благотворительный фонтан у входа во дворец Топкапы. Более 24 тысяч экземпляров манускриптов и книг было в этом обширном собрании. Залы для чтения, как и многие другие дворцовые помещения, оборудованы удобными лежанками – диванами. Читали сидя или преимущественно лежа, не ведая о пагубности такого чтения для остроты зрения. Большое количество крупных окон обеспечивало хорошее освещение в читальне.
Парадный фасад библиотечного здания оформлен внушительной колоннадой с двухсторонними входными лестницами. Внизу по центру расположен фонтан с нишей для водяного крана, похожей на нишу мечети. Размеры фонтана явно не соответствуют слабым водяным струйкам, вытекающим из кранов, но нужно помнить о бережливом и даже трепетном отношении в азиатских и восточных странах к воде как одному из главных богатств. Султаны обмывали здесь ступни и руки перед входом в книгохранилище. Кроме такого использования, струи воды открывали сильнее во время приватных разговоров правителя, чтобы никто не мог подслушать содержания беседы.
В третьем дворе расположены и другие здания, помещениями которых пользовались лично османские властители. В них располагались личные покои султанов, привыкших к роскоши и простору. Административные здания включали тронный зал для приема высших гостей и совершения торжественных церемоний, переговорные комнаты и помещения для секретного общения.
Архитектура всех зданий довольно схожа, обязательно используются арки с опорой на колонны, крытые галереи и навесы, множественные купола полусферической формы на крышах, с одним большего размера в центре строения. Различие, например, с Сокровищницей заключалось в двух этажах проходной галереи и в разнообразных деталях декоративного оформления.
Наблюдается сходство и в подходах к внутреннему оформлению помещений самого разного назначения, не считая парадные сооружения для царствующего султана. Везде присутствует обильная орнаментальная роспись с использованием преимущественно растительных ритмических узоров, матовые или крашеные стекла окон с использованием цветных витражей. Массово применяются колонны из ценного поделочного камня с позолоченными капителями, поддерживающими арочные своды потолков. Традиционные мягкие диваны – непременные атрибуты меблировки, дополняемые только балдахинами и особыми лежанками для султана.
Внутренние дворики помещений служили для кратковременного отдыха вельможных обитателей дворца Топкапы. Здесь в изобилии различные зеленые насаждения – вековые деревья и цветущие кустарники, ухоженные газоны, цветочные клумбы и бордюрные посадки, тщательно постриженные живые изгороди.
Нынешние посетители имеют возможность передохнуть здесь в ходе длительного осмотра достопримечательностей, обменяться впечатлениями, сравнить отснятые кадры и наметить дальнейший маршрут следования. Организованные группы экскурсантов могут послушать комментарии экскурсоводов в более комфортных условиях, нежели среди множества разноязычных туристов и их гидов.
Последний двор дворца Топкапы
Четвертый двор султанской обители представляет собой непохожее на остальные объединение прекрасного сада, фонтанов, беседок, павильонов и террас. С этой части территории дворца Топкапы открывается обзор лесистого склона холма, вид на наружные крепостные стены и морское побережье. Самые же привлекательные виды открываются при перспективном взгляде на водную акваторию. С различных точек обзора можно видеть пейзажи залива Золотой рог, пролива Босфор и даже Мраморного моря. Ради неповторимых видов именно в этой части территории резиденции большинство туристов задерживаются на самое продолжительное время, выжидая очередь к удачной точке обзора и фотографирования либо просто отдыхая.
Один из павильонов для отдыха султанов, не чуждых интереса к природным красотам между государственными заботами, доступен теперь отдыхающим посетителям. В павильон, именуемый Багдадским, можно попасть прямо с обзорной террасы, можно спуститься и передохнуть в тени деревьев у фонтана. Водоем шестиугольной формы вмещает многоярусную конструкцию фонтана из дисков уменьшающихся кверху диаметров, с шаром на вершине.
Все здания, имеющие прямой вид на морские воды, оборудованы террасами для удобного наблюдения окрестных пейзажей. Смотреть можно из любой точки возле ограждающего парапета, однако всех посетителей тянет побывать в беседке султанов, откуда любовались пейзажем владыки Османской империи. Древность этих незатейливых на первый взгляд сооружений гипнотизирует, а позолоченные крыши производят впечатление миниатюрных дворцов.
Посетители могут полюбоваться и отделкой прилегающей к террасе крытой галереи. Нижние панели выполнены вставками из разного цвета поделочных камней прямоугольной формы, выше широкая полоса красочного цветочного орнамента.
Над дверями вставки с изречениями, написанными вязью, скорее всего – цитаты из священного Корана. Красочно оформлены дверные и оконные проемы, сами двери и решетки на окнах. Расписаны и арочные потолки галереи, конструкция которой опирается на традиционные мраморные колонны.
Обратный путь
Любое путешествие когда-то кончается, заканчивается рано или поздно и посещение древнего дворца Топкапы. Редко кто покидает территорию поспешно, основная масса туристов старается и на обратном пути набраться впечатлений от красот крупнейшего дворца мира. Здесь все прекрасно – газоны и клумбы вокруг деревьев, неповторимые конструкции парадных и даже подсобных зданий, купола и минареты.
Можно спуститься к наружным крепостным стенам, чтобы впитать дыхание древнейших сооружений Стамбула. Не везде башни и стены подверглись реконструкции, есть участки в состоянии, оставшемся после многолетнего природного и человеческого воздействия.
Подобные сооружения производят большое впечатление и в полуразрушенном состоянии, нужно только принимать необходимые меры для предотвращения дальнейшего разрушения. Каковы планы в отношении дворца Топкапы у турецких властей – сказать трудно, однако утраты подобного сокровища допускать нельзя.
При любом маршруте возвращения покинуть дворец можно только через Императорские врата, пройдя их в обратном направлении. Последнее, что видят оглядывающиеся туристы – две восьмиугольные башни с зубчатой проходной стеной между ними, украшенную входную арку и турецкий флаг наверху. Но впечатлений и воспоминаний о посещении резиденции султанов Османской империи, одной из трех крупнейших государств древности, остается намного больше.
Я была в Топкапы. Действительно крутой дворец. Жаль, что я туда раньше не попадала. Вообще в Стамбуле бываю очень часто, но все никак не выходило у меня туда заскочить. А потом, значит, как и все женщины насмотрелась я фильма «Великолепный Век» и меня осенило. Решила поехать туда. Насчет экскурсии, если не брать даже гида, все равно все выльется в долларов 80. Там входной билет только стоит 40 лир. И по нему можно только вокруг да около походить, а если уже внутрь захочется, например в гарем, тогда надо доплатить. Ну там еще много куда вход платный. Особо впечатляет меня музей фарфора. Я там ходила чуть ли не половину всего времени, которое отделила на дворец. Украшения тоже очень красивые там. Аж мне захотелось перстень с таким камнем, как у Хюррем был.
Всегда увлекалась турецкой культурой. Топкапы посещала два раза. Первый раз 7 лет назад, покупала экскурсию с гидом. Мы тогда поверхностно осмотрели дворец, времени было два часа. Для нормального осмотра это мало. Потом пересмотрела несколько раз сериал «Великолепный век» и загорелась идеей тщательно изучить Топкапы. В 2015 году выделила весь день на собственную экскурсию. Коллекция фарфора там необъятная! Увидела меч Давида, посох Моисея.
Вход во дворец 40 лир. Чтобы попасть в гарем, нужно доплатить 25 лир. Я была поражена богатством апартаментов. Посуда, драгоценности, одежда — всё настолько впечатляющее, что для себя решила вернуться туда не раз.
Была мечта после сериала «Великолепный век» побывать в этом замечательном месте. И моя мечта сбылась в январе 2016 года. Я была просто в восторге от увиденного. Отделка, балконы, сады, убранство — все рассказывает о былом величии турецкого государства и сегодня притягивает своей камерностью, тишиной и загадочностью. Теперь мечта побывать в августе или сентябре, и насладиться ароматом садов.
Мы были в этом дворце. Очень красиво. Я понимаю, что дворец очень старый, но он же неплохо сохранился до нашего времени, если не сказать идеально. Значит молодцы местные власти, что поддерживают такое дело. Ну и туристам гораздо приятнее ехать туда, где чисто и красиво. В любом случае мы ездим и смотрим то, что осталось нам от прежних времен. Наслаждение напрямую зависит от того, в каком состоянии достопримечательность. Кстати, я заметила, что в Турции большинство памятников в отличном состоянии, хотя к чистоте они не очень привыкли.
Следующий текст является не полным. Прочесть статью полностью. ОглавлениеПодход к Топкапы и первый дворВторой двор султанской вотчиныТретий двор ТопкапыПоследний двор дворца ТопкапыОбратный путь
Дворец Топкапы, или Сераль, находится на берегу пролива Босфор в Стамбуле, крупнейшем городе нынешней Турции и бывшей столице этой страны. Комплекс, состоящий из множества сооружений, принадлежит к числу крупнейших дворцовых ансамблей в мире. На занимаемой им территории уместилось бы два государства Ватикан, а население в период расцвета превышало 50 тысяч человек.