Дворец Дюльбер в Крыму, где сейчас – санаторий, спас жизнь многим из семейства Романовых. Этому способствовал союз заказчика, дяди последнего императора, великого князя Петра Николаевича с молодым архитектором Красновым. Зарисовки из путешествий будущего хозяина и воображение зодчего создали подлинный шедевр. Роль обороняющейся крепости редко достается парадным дворцам, здесь именно так и произошло. Но боевое прошлое и пережитые приключения вспомним позднее, сначала нужно осмотреться, что такое дворец Дюльбер.
Расположение выбрано на редкость удачно, между поселками Кореиз и Гаспра, идеальное в отношении климата. Горный склон умеренной крутизны, субтропическая растительность, близость черноморского побережья – характеристики места, где построен дворец Дюльбер. Оттого и переводится название как Прелестный, это ни на грамм не преувеличение. Мавританский стиль, ставший популярным в конце XIX века, заказчиком был выбран самостоятельно. Это случилось при вынужденных путешествиях в страны Магриба и Египет из-за слабого здоровья.
Прелестный дворец Дюльбер, первый корпус
Высотная фотография западного фасада демонстрирует дворец Дюльбер представительно и красочно, начиная от площади с бассейном. Территория оформлена в регулярном стиле, а причудливое здание отличается отсутствием симметрии. Несколько корпусов разной высоты и конфигурации образуют своеобразный ансамбль с живописным главным входом. Южная башня с площадкой у купола вполне пригодна для наблюдения за окрестностями. Отсюда и с крыши северного крыла при необходимости можно было организовать оборону.
Это и было сделано в феврале 1918 года, когда во дворец Дюльбер большевики собрали более полутора десятков Романовых. Ранее им позволяли находиться в разрозненных имениях, затем объединили с неясными намерениями. Выжили представители династии благодаря выдержке большевистской охраны из Севастополя, ждавшей московского распоряжения. Матросы на полном серьезе противостояли анархистам Ялты, требовавшим немедленного расстрела. В апреле Ялту заняли немцы, предложили эмиграцию, Романовы отказались.
Узники мавританской крепости
Больше года члены свергнутой правящей династии занимали дворец Дюльбер, находясь под охраной севастопольских матросов. Они вспоминали о вполне человеческих отношениях, возникших с большевистскими конвоирами. Любоваться прелестями места пребывания бывшим вельможам было недосуг, время было тревожное, жизням угрожала непосредственная опасность. До немецкой, затем английской оккупации заключенные прелестного дворца могли быть в любой момент ликвидированы этой же доброжелательной охраной.
В июне в Перми убили сосланного туда Михаила Николаевича, великого князя, имевшего основания претендовать на трон. Июль омрачился злодейской ликвидацией в Екатеринбурге семерых из царской семьи, плюс приближенных и слуг. Следом в Алапаевске погубили еще шестерых (князей, великую княгиню Елизавету Федоровну и великого князя Сергея Михайловича). Четверо великих князей были расстреляны в январе 1919 года в Петропавловской крепости. Только в начале апреля этого же года Романовы отбыли на английском крейсере Мальборо.
Своеобразие архитектуры и дизайн ландшафта
Мавританский стиль формировался в условиях тесного соприкосновения, взаимного обогащения нескольких разнородных культур. Главными были традиции берберского населения, впитавшие элементы арабского и испанского искусства. В основе архитектуры этого направления – довольно монументальные здания, широкое использование арок, колоннад и балконов. Украшения жилищ и крепостей выполнялись с филигранной проработкой деталей, использованием растительных и геометрических орнаментов. В таком же духе выполнен фантазийный дворец Дюльбер.
Именно таким тонким орнаментом украшен первый, старейший корпус, с которого начинался дворец Дюльбер. Ризалит входа разрисован практически полностью, остальные составляющие украшены отдельными элементами. Это и арки в форме конской подковы (мавританские), и впадины в стенах, и нижние части оконных проемов. Привлекательны узкие, но заметные фризы, обрамления некоторых окон. На фоне белых стен и голубого декорирования выделяются деревянные балконы с искусной резьбой. Некоторые выглядят как своеобразные эркеры, с характерной для арабов мелкой решеткой ограждений.
Как внутри оформлен дворец Дюльбер
Национализированный после революций, дворец Дюльбер из императорской резиденции стал элитным санаторием. Отдыхали здесь не только партийные деятели и особо отличившиеся герои, но и иностранные гости. Можно упомянуть Клару Цеткин, видную германскую революционерку, учившуюся у дочери Карла Маркса, подругу Розы Люксембург. В отличие от предательски убитой Розы, Цеткин упокоилась в одной из урн кремлевской стены в Москве. Отдыхали в дворцовых покоях дети испанских республиканцев, как и лидер коммунистов Долорес Ибаррури.
Прозванная Пассионарией (Страстная), Долорес с 1936 года боролась с диктатурой генерала Франко. С 1942 года возглавляла испанскую компартию до смерти в 1989 году, сын ее погиб в Сталинградской битве. Рубен Ибаррури в 1956 году стал Героем Советского Союза, посмертно и частично символически, но имел два заслуженных ордена Красного Знамени. Было много других постояльцев, болгарский коммунист Димитров и вьетнамский лидер Хо Ши Мин, чилиец Луис Корвалан, обменянный на диссидента Буковского. Обстановка была и осталась великолепной.
Великолепие в деталях
Даже холлы, переходы нынешнего лечебного учреждения сохранили дворцовый облик, красочно обрамленные оконные и декоративные ниши. Необычны потолочные перекрытия, имеющие несколько вариантов конструкций и украшений. Особенно привлекательным выглядит большой зал, где дворец Дюльбер в императорские времена принимал многочисленных гостей. Декор здесь очень гармоничен, начиная от потолочной лепнины и переходя в орнаментальные обрамления дверей и окон. Фриз под потолком, нижние панели стен и ковры дополняют колорит.
Каковы функции этого просторного помещения в условиях санатория, нас не интересовало, а обстановка впечатлила. Описанные элементы дополняют красочные дверные створки с бронзовыми ручками. Широченное окно обеспечивает в зале прекрасную освещенность, в темное время его подстраховывают несколько оригинальных светильников. Потолочные люстры – кованые из бронзы, с разноцветными фонарными вставками. Они не только освещают объем помещения, но и подчеркивают рельефность лепного орнамента потолка.
Коридор выхода, декор и указатели
Даже проходной коридор, куда выходят двери санаторных номеров (бывших апартаментов знати), оформлен красочно. Лепнина на потолке ограничена небольшим фрагментом, но люстра такая же, как в большом зале. Оконная ниша украшена большими зеркалами в деревянных рамах со столиками. В стенных нишах, декорированных под контур зданий, размещены вазы с сухими букетами. Нынешние обитатели, которым предоставлен сейчас дворец Дюльбер, ориентируются в расположении номеров по табличкам, выделяющимся синим фоном.
Едва ли смущают пациентов нынешнего санатория немного отличающиеся дорожки на полу, вряд ли много времени они проводят в номерах. Обычно никем не изучаемые схемы пожарной эвакуации вывешены на видных местах, того требуют существующие правила. Элитное предназначение апартаментов объявлено искорененным пережитком, но цены на проживание – от четырех- до пятизначных. Читатели, интересующиеся порядком цифр, могут их увидеть на сайте санатория, по состоянию на текущий год.
Второй корпус и парк дворца-санатория
Дворец Дюльбер кажется достаточно просторным, но разместить в санаторных номерах может только 35 человек. Уже в 1930-х годах проведено проектирование и строительство второго санаторного корпуса, умножившего номерной фонд. Новая постройка во многом копирует первое здание по устройству и наружному украшению. Расположение его более традиционно для здравниц, главным фасадом на море. Прибывающие на отдых первым делом видят с пригорка утопающие в зелени купола именно второго корпуса.
Проект нового здания выполнил архитектор Белозерский, премированный за эту работу в 1938 году автомобилем. Этот же год называют в биографии годом, когда зодчий был репрессирован по ложному доносу. Реабилитирован только в 1956-м, поэтому строительством, осуществлявшимся ротой НКВД, руководил архитектор Соляник. Второй корпус внешне намеренно проектировался похожим на дворец Дюльбер, не только обликом, но и габаритами. Поэтому только удвоил количество номеров, хотя желающих отдохнуть хватало.
Внешний облик второго корпуса
Главный вход в новый корпус выполнен очень похожим на старый, только орнаментом он украшен скромнее. Основное отличие неизбежно появилось из-за расположения входа с пониженной стороны. Вынужденное применение входной лестницы здание вовсе не испортило, напротив, украсило массивным ступенчатым парапетом. Украшающие уступы чугунные вазы с металлическими цветочными гирляндами – настоящие произведения. Конфигурация входной ниши на парадном фасаде оставлена прежней, иначе выполнен только балкон.
Однако он здесь почти скрыт кустами цветущей магнолии, просматривается только арка выхода и часть балюстрады. Под балконом нет колонн, ограждающих вход первого корпуса. При ведении строительстве старались минимально вредить старинному парку, украшавшему дворец Дюльбер. Сейчас солидным стал возраст и второго корпуса, но некоторые деревья явно ровесники старейшего здания нынешнего санатория. Создание приусадебного парка было первой ландшафтной работой Николая Краснова.
Старый парк, украшающий дворец Дюльбер
Великий князь Петр Николаевич был несколько стеснен в средствах, когда взялся строить дворец Дюльбер. Поэтому отдельного дизайнера садового пространства приглашать не стал, доверив планировку парка самому Краснову. Выбрав место и разворот здания, он разметил основные дорожки и определил расположение растений разной высоты. Начиная с 1929 года садовником санатория стал Вавилин Александр Иванович, больше 30 лет посвятивший этому парку. Усилиями этого самоучки, правда, прошедшего стажировку в Никитском ботаническом саду, он расцвел.
Хотя заслуги Краснова в закладке парка несомненны, он все же был архитектором. Занимаясь параллельно насаждениями, он много внимания уделял не только зданию, но и малым парковым формам. Подпорные стенки и лестницы, фонтаны и гроты, скульптурные произведения украсили дворец Дюльбер его стараниями. Садовник Вавилин долгие годы поддерживал состояние насаждений, своевременно готовил замену стареющим деревьям. Это хорошо заметно на заглавной и высотной фотографиях, где у каждой веерной пальмы есть подрастающая.
Лечебная часть санатория
Санаторная специализация гораздо больше учтена во втором корпусе, сам дворец Дюльбер такого предназначения не имел. Заметной частью его конструктивного исполнения стала крытая галерея, протянувшаяся вдоль стены корпуса. На втором ярусе это была лоджия санаторных номеров, внизу проходили к бювету, источнику минеральной воды. Внешнее ограждение галереи выполнено аркадой больших и малых проемов, украшенных зубчатыми арками на невысоких колоннах. Понизу пущена сплошная панель, только снижающая живописность.
От окончания здания до бювета галерея имеет колонны с арками с двух сторон, образуя крытый переход с поворотом к бювару. Эта часть сооружения выглядит намного симпатичнее, благодаря необычной конфигурации потолочного перекрытия. Голубая зубчатая внутренняя поверхность арок перекликается с такими же куполами внутри прохода. Колонны того же оттенка довершают картину, только малая толщина стволов немного диссонирует с общим обликом. Неплохо выглядит галерея и снаружи за счет верхних зубцов и полоски фриза.
Населяющие старый дворец Дюльбер посетители санатория наслаждаются подлинной стариной, но до минеральной воды 90 метров. Удобнее и ближе до бювета добираться из второго корпуса, половина окон которого выходят на море. В итоге условия равны, но санаторий имеет и третий корпус. Здание из 9 или 10 этажей построили на самом берегу, значительно снизив зрелищность общего вида. Это заметно на высотной фотографии в начале обзора, но обитателей не волнует. Их удобство доступа к морской воде нивелируется расстоянием в 150 метров до минеральной.
Вид на вечерний дворец Дюльбер как заключение статьи
Подсвеченный неяркой иллюминацией, на фоне звездного крымского неба дворец Дюльбер выглядит восхитительно. Не слишком заметные днем, светлые купола приобретают серебристый металлический блеск. Оттеняются орнаментированные детали строения, впечатление усиливается тенями пальм на светлых стенах. Наследие императорского семейства, спасенного этим зданием от полного истребления, продолжает служить людям в качестве здравницы. Приобретенный при строительстве бесценный опыт послужил его архитектору толчком в развитии.
Совокупностью нескольких благоприятных факторов дворец Дюльбер выделяется и среди здравниц, и как произведение архитектуры. Здоровый климат, привлекательный парк и близость побережья делают его великолепным местом отдыха. Архитектурно старое здание санатория являет один из лучших образцов мавританского стиля на полуострове, возможно, наилучшим. Такие отзывы об описываемом объекте нередки, зачастую напоминают хвалебные преувеличения или заказной характер. Но личное посещение позволит каждому убедиться, что дворец Дюльбер действительно хорош.