Крепостные стены Старого города на Родосе внутри скрывают еще одну цитадель, Дворец великих магистров. Так величали рыцари ордена госпитальеров своего вожака, имевшего полномочия духовного и военного лидера. Создавать усиленные укрепления заставляла напряженная ситуация вокруг острова, выкупленного у генуэзцев, которые делили его с венецианцами, отвоевавшими у Византии. Турецкие войска на пике могущества Османской империи захватывали боем многие крепости Европы, осаждали Вену, спасенную доблестным Евгением Савойским.
На Родосе последним, не завоеванным боями, сдали туркам Дворец великих магистров, чтобы покинуть цитадель почетно. Госпитальеры ретировались, получив для ухода корабли и сохранив вооружение. Отправились они на другой остров, Мальту, и впоследствии всплыли как рыцари Мальтийского ордена. История и современность этого надгосударственного образования интересны и загадочны, но не это — наша сегодняшняя тема. Нужно рассказать о посещении одной из главных достопримечательностей Старого города, это именно Дворец великих магистров.
На высотной фотографии Старого города Дворец великих магистров виден на заднем плане, но размерами впечатляет. Даже уменьшенный явлением прямой перспективы, он больше любого другого из строений, разместившихся в крепостных стенах. Городские укрепления состоят из нескольких оборонительных рубежей, но рыцари обезопасились дополнительно, создав крепость в крепости. Остальные здания Старого города образуют несколько улиц через всю территорию, выглядят достаточно разнородно. Выделяются религиозные строения, преобладают мечети.
Приближаем Дворец великих магистров мановением объектива
На фото с существенным приближением распознаются некоторые подробности Старого города, заметно множество солнечных тепловых коллекторов, которые служат для обеспечения жилых домов горячей водой. Серые квадраты и прямоугольники с баками око них установлены на большинстве крыш, благо устроены они в основном плоскими. Старый город Родоса – вполне обитаемое поселение, которое жители украшают и делают современным. Привлекательно растительное разнообразие, втиснутое среди плотной застройки, цветущие магнолии дополняют пальмы, каштаны и кипарисы.
Растительные массивы окружают и Дворец великих магистров, местами вплотную подступая к его стенам. Особенно эффектны рядом силуэты крепостных стен, к тому же на фоне морской синевы, сливающейся с голубизной небес. Между жильем и цитаделью – несколько заметных строений, достойных хотя бы упоминания. Многоярусную часовую башню строили еще византийцы, заканчивали возведение рыцари-госпитальеры. Мусульманская мечеть – одна из немногих турецких строений, они чаще приспосабливали и переделывали православные храмы.
Вход во Дворец великих магистров и внутренний двор
Входная группа цитадели оформлена арочным проходом между круглыми башнями, на заглавном фото они показаны полностью. Посетители попадают сюда с улицы Рыцарей, пронизывающей поселение с запада на восток, до причалов. На дальнем конце, возле городской стены, находится храм Панагиа ту Кастру, или храм Крепости. Над входом во Дворец великих магистров госпитальеров — стилизованный герб ордена, щит с крестом и корона. Это отличие главного из рыцарей внешне выглядит, совершенно как императорский парадный головной убор.
По расположению тени понятно, что вошли мы во Дворец великих магистров с южной стороны. Прямоугольная площадь двора предваряется арочной проходной галереей, на внутренней стене – еще один символ ордена.
Арки иной конструкции образуют галерею на верхнем ярусе западного здания, там дуги перекрытия опираются на капители коротких колонн. Устройство напольного покрытия кажется незавершенным, не вся территория ровная. Ломаная линия западного фасада выходит к другим арочным галереям, приведем их фронтальный вид.
Здесь арки всех типов, еще и расходящиеся половинчатые справа. В проемах установлены мраморные античные статуи, поясняют, что появились они в первой четверти прошлого века. Тогда готовили Дворец великих магистров или к визиту, или к временному размещению высших чинов Италии. Премьер Муссолини и король Виктор Эммануил здесь так и не появились, канув затем в небытие. Так завершилось для правителей страны участие во Второй мировой войне на стороне Германии. Статуи остались напоминанием о прошедших событиях, как и барельеф в галерее на следующем фото.
Завершаем обследование внутреннего двора перед входом непосредственно во Дворец великих магистров внутренним осмотром первой галереи. Здесь наилучшим образом сохранились плиты пола, но наиболее интересна конструкция перекрытия. Это типичный для готики крестовый свод, ребра которого, нервюры, опираются с внешней стороны на колонны, с внутренней – на упоры в стене (пяты). Собранный из фрагментов античный барельеф, некоторые части которого отсутствуют, интересен для любителей древнего искусства.
Дворцовая капелла и подъем на второй этаж
На нижнем этаже при нашем визите во Дворец великих магистров доступна была только часовня (капелла). Арсенал, библиотека и зал византийских икон по необьявленной причине не работали. Капелла интересна, как и многие иные залы здесь, прежде всего архитектурой, а также религиозной атрибутикой. Отсутствие отделки и росписи стен позволяет досконально рассмотреть устройство и конструктивные особенности помещения. Свод здесь тоже нервюрный, ребра на пятах по углам, вдоль стен оперты на колонны.
Интересно устроен оконный проем из двух сходящихся на опоре арок с переплетами, в общей нише. Убранство даже скромным не назовешь, оно абсолютно аскетичное, кроме ангельских статуэток и подсвечников – ничего блестящего. Ангелочки выставлены на узенький мраморный столик у простецкого распятия – вот и весь алтарь. Мрачная фигура с посохом, в папской тиаре и ниспадающих одеяниях – и есть римский Папа. Это разрешивший в 1113 году существование ордена своей официальной бумагой – Буллой, понтифик Пасхалий Второй.
Небезопасный путь наверх
Осмотрев скромную капеллу, направляемся на второй этаж, где дворец великих магистров демонстрирует залы и экспонаты. Непривычно устроен этот коридор с лестницей, сбоку еще проход по первому этажу. Ошеломляет высота пролета у основания лестницы, отсутствие перил или парапета у открытого проема удивляет. Ступени, конечно, достаточно широкие, но как гарантировать отсутствие падений – непонятно. На середине подъема в стене справа такое же окно, как в капелле, слева – прямоугольные отверстия без рам.
Потолочные перекрытия коридора своеобразны, вообще Дворец великих магистров подобен пособию по ранней готической архитектуре. Простой цилиндрический свод выложен подобно остроконечной арке за счет формы верхних, замковых кирпичей. Несколько поясов из более крупных блоков выступают ниже кромки свода, опираясь на стеновые пяты. Каменная лестница имеет даже крепления для продольных прутьев, используемые для фиксации ковровых дорожек. Заметно, что проведена реконструкция, но работы выполнены очень тщательно.
Парадные дворцовые залы
Череда особо тщательно оформленных помещений, которые демонстрирует Дворец великих магистров, начинается с зала приемов. Примечательна здесь искусная мозаика полов, сохранившаяся подлинной со времени строительства, такая встречается неоднократно. Некоторые залы даже именуются по характеру рисунка – медузы, дельфинов, охоты на тигра. Вывезена она с острова Кос, знаменитого этим искусством, а также рождением и работой прославленного Гиппократа. Другой шедевр – окна верхнего яруса, застекленные пластинками оникса.
Этот минерал, разновидность агата, имеет слоистое строение, подобно слюде, также ранее используемой при устройстве окон. Древняя технология остекления ониксом нам неизвестна, сейчас его тончайшие пластинки наклеивают на стекло. Прозрачности никакой, но солнечный свет становится мягким, золотистым, преображая облик комнат. Арочный портал на двух колоннах посреди зала и стенных пятах поддерживает перекрытие из темной древесины. Меблировка скромная, выделяются каменные сиденья под подоконниками, по два у каждого.
Целый зал для одной скульптуры, известной каждому
Скульптурная группа, изображающая борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями, отражает сюжет древнегреческого мифа. Якобы прорицатель предостерегал защитников Трои о деревянном коне, за что Афина натравила смертоносных гадов. Дворец великих магистров имеет позднюю копию, оригинал утерян, древняя копия находится в Ватикане, она считается выполненной уроженцем Родоса, ваятелем Агесандром. Изображение скульптурного произведения часто иллюстрирует учебники древней истории, поэтому общеизвестно. Легковерие защитников Трои породило нарицательное выражение об опасности дарителей.
Мозаичные полы в персональном зале Лаокоона столь же антикварные, как в предшествующем и последующем. Наилучшей сохранностью отличается мозаика в Зале девяти муз, названном в честь сюжета его полового покрытия. Здесь выставлена мебель с тканевой расписной обивкой, вывешен гобелен с пейзажем. Зал украшен большим камином с гербом госпитальеров, крупнейшим из всех, отапливавших Дворец великих магистров. Далее мы осматриваем кабинет итальянского правителя острова Родос.
Италия проявила колониальные амбиции довольно поздно, когда привлекательные территории были уже поделены. Захватив почти весь архипелаг Додеканес в 1912 году у слабеющей Турции, наследники римлян стали развивать культуру и хозяйство к радости местных греков. Оккупацию узаконил Лозаннский договор по итогам Первой мировой войны, по итогам Второй острова отошли Греции в счет репараций. Дворец великих магистров был резиденцией губернатора Родоса, в кабинет собрали старинную меблировку. Далее переходим к музейным экспозициям, размещенным прямо в рыцарских залах.
Музейные экспозиции рыцарского дворца
Под выставочные надобности Дворец великих магистров определил несколько залов, экспонаты не мешают обозревать архитектурную составляющую. Начинается музейная часть с Зала колоннады, украшенного великолепными образцами зодчества. Остальные помещения не менее эффектны, только полы попроще, без старинной мозаики. Экспонаты размещены как в стандартных музейных витринах, так и под кожухами из небьющегося стекла на древних каменных столах.
Основную массу представленных экспонатов составляют образцы керамических изделий – всевозможная посуда и статуэтки. Они расставлены в витринах, часть тарелок развешены на открытых стендах, укрепленных на стенах. Крупные экспонаты снабжены собственными постаментами, как копия Капитолийской волчицы, уникальная ваза большого размера или коллекция керамических сосудов. Легендарная волчья самка здесь почему-то без выкармливаемых ею Ромула и Рема, основателей итальянской столицы.
Помещения, как экспонаты, и их обстановка
Следующие комнаты, которые Дворец великих магистров предлагает к осмотру, оформлены и обставлены гораздо шикарнее предыдущих залов. Тканевая обивка стен довольно разнообразна, используются горизонтальные и угловые вертикальные фризы с красочными орнаментами. Разнообразны образцы мебели, резная деревянная сменяется набором также из древесины, но с кожаными сиденьями и спинками. Последний гарнитур блистает позолотой вычурных узоров диванов, фигурных ножек мраморного столика.
Художественные произведения в этих помещениях немногочисленны, но высокого качества исполнения. Наряду с живописными полотнами, стены украшены гипсовыми барельефами с религиозными сценами, в каменных рамках. Полы отделаны глазурованной плиткой, мало отличающейся от современной. Оконные проемы превращены в миниатюрные беседки на двоих, с сидениями возле подоконников. Добротные деревянные ставни установлены необычным образом, открывающимися внутрь помещений. Даже откосы окон расписаны орнаментами.
Осмотрим еще одно помещение, где стены оставлены каменными, полы выполнены из мраморных плит серого цвета. Представлены изображения неназванных деятелей ордена госпитальеров, портрет в красочном мундире и бюст на деревянном бюро. В стенной нише полное изображение герба ордена, по всей комнате расставлены вешалки с одеяниями. Костюмы разных стилей и комплектации объединяет торжественный, парадный вид, зачастую они дополняются рыцарскими шпагами.
Закрытое ставнями окно выглядит мрачновато, на сей раз возле него одиночное каменное сиденье. Члены ордена госпитальеров высоких рангов до наших дней сохраняют такую униформу для торжественных событий. С Мальты они перебрались на континент, под крыло римских Пап, предоставивших резиденцию в самом Ватикане. Определенная часть международного сообщества воспринимает продолжающий функционировать орден всерьез, он имеет статус наблюдателя в ООН и Совете Европы.
Судебный зал и путь к выходу
В те времена, когда Дворец великих магистров был центром столицы госпитальеров, здесь вершилось рыцарское правосудие. Оформление приемной и зала заседаний напоминает обстановку парадных залов Дворца дожей в Венеции стилем и самим обликом меблировки.
Деревянные стенные панели, умеренно украшенные резьбой, и выполненные слитно с ними сиденья похожи в точности. Но на этом сходство заканчивается, венецианские помещения – настоящее хранилище живописных полотен.
Здесь же декоративных элементов минимум, кроме золоченной статуи ангела/подсвечника это только ониксовые окна. Можно отнести к таковым еще половую мозаику и своеобразные кованые светильники да деревянное потолочное перекрытие.
Отсюда прямая дорога к выходному коридору с его лестницей без перил. Окошко под сводом коридора привлекает оригинальным каменным обрамлением с колонной, совмещенным с рамой из дерева. Огромные рыцарские копья на стене – последние экспонаты, которые показал нам Дворец великих магистров.
Наружные виды на Дворец великих магистров
Свое оборонительное назначение Дворец великих магистров демонстрирует на орудийной площадке, между двумя стенами укреплений цитадели. Артиллерийские стволы здесь просто уложены на землю в качестве музейных экспонатов, без лафетов. Амбразуры для стрельбы чередуются с выступами для укрытия артиллеристов, с треугольными каменными зубцами. Промежуток между двумя стенами достаточно велик, спокойно разместится целое воинское подразделение защитников со стрелковым вооружением.
Крепостная стена отсюда выглядит внушительнее, нежели с дальнего расстояния, следом покажем от набережной. Расстояние до городских укреплений, вторым поясом обороняющих Дворец великих магистров, менее 300 метров. Сопоставить две фотографии можно по высокому флагштоку с национальным греческим флагом. Удаленное фото выполнено уже с борта судна, перевозящего нас к следующему пункту маршрута.
Греческие флаги даже на одном фото многочисленны, таковы местные обычаи. Дворец великих магистров водрузил полотнище на самую высокую мачту в округе. Сочетание стен Старого города и укреплений замка на некотором отдалении создает впечатление неприступности. Известные исторические свидетельства это полностью подтверждают, его защитники прекратили сопротивление последними из госпитальеров. Наряду с другими достопримечательностями острова Родос, Дворец великих магистров обязательно нужно посетить.
Прочитала про магистров, подумала о Гарри Поттере)