Церковь Богородицы Замка (или Крепости), иногда называемая просто Панагиа ту Кастру, — древний храм города Родоса. Он входит в комплекс Старого города, укрепленного поселения времен госпитальеров, обнесенного крепостной стеной. Внутренний храмовый двор со стороны моря ею и ограничивается, что хорошо видно на высотной фотографии. Кастру можно перевести как укрепление, термин зародился в Древнем Риме и обозначал солдатский лагерь. Необычна и загадочна одна из достопримечательностей, которой Панагиа ту Кастру отличается от всех иных храмов.
Вынесенная на заглавное фото, она выглядит багетом для картины, но огромная рама не содержит изображения. Историки предполагают, что прежде в раме был либо мраморный барельеф, либо рисованная фреска. Однако мы не закончили обозревать расположение храма на местности, продолжим. Сделанная управляемым аппаратом высотная фотография снабжена подписью и указателем на церковь. Однако Панагиа ту Кастру далеко не первой бросается в глаза из-за расположения за стеной цитадели.
Ракурс высотной съемки выбран из соображений красочности и информативности, сторон света не отражает. Отходящий от набережной стреловидный причал, напоминающий гигантскую подводную лодку, направлен фактически точно на север. Внимание привлекают спаренные башни центрального входа в укрепление, обилие туристов, транспортных средств, — сухопутных и морских. Мелкие катера и моторные лодки оккупировали искусственную бухту, более крупные суда пришвартованы на внешнем рейде.
Дворик храма Панагиа ту Кастру
Постройку христианского храма Панагиа ту Кастру относят к византийскому периоду истории, предположительно – к XI веку. Строение крестового типа было центром православной религии на острове Родос, уровня Кафедрального собора. Приход рыцарей ордена иоаннитов/госпитальеров привел к повторному освящению, как католического собора Святой Марии крепости Родос. Из-за землетрясения в XIV веке собор перестроили, укрепив и преобразовав в базилику их трех нефов. Были и другие ремонты, но впереди предстояло преобразование в мечеть.
Мусульманские изменения, преобразовавшие церковь Панагиа ту Кастру, заключались в пристройке минарета и фонтана для омовения. Мечетью Энтерум она пребывала до Второй мировой войны, однако никаких следов исламской архитектуры не сохранилось. Нет на сохранившемся здании и христианских символов, от многочисленных перестроек остались лишь стены. В процессе реконструкции восстановили оконные проемы и переплеты с остеклениями, элементы декоративного оформления выставлены во дворе.
Сохранились отдельные участки покрытия дворовой площади, здесь же фрагменты внутренних полов, восстановленные реставраторами. Феноменальную стойкость демонстрирует крепостная стена, к которой вплотную примыкает строение храма Панагиа ту Кастру. Кусты цветущей магнолии существенно оживляют вид однотонных построек, радуя крупными соцветиями. Насколько понятно из пояснений, возвращения храма в разряд действующих в обозримое время не запланировано.
Подчиненность инспекции древностей архипелага Додеканес означает музейный статус, внутри экспонируются немногие сохранившиеся изображения. Сочетание продолжающихся работ по восстановлению и выставочной деятельности влияет на периоды работы церкви Панагиа ту Кастру как туристического объекта. Тем не менее постройка византийского периода сохраняет статус выдающейся достопримечательности и активно посещается. Редкий прибывший на Родос и в его Старый город пройдет мимо.
Внутренний облик и сохранившиеся реликвии
Внутреннее пространство центрального нефа церкви Панагиа ту Кастру поражает гармоничным соотношением размеров. Высота помещения доминирует над площадью в плане, наглядность этого обусловлена полным отсутствием убранства. Камень различных оттенков коричневого цвета, без какой-либо отделки, будто недавно уложен древними каменщиками. Изнутри более наглядны оконные арки разных габаритов, круглые окна. Мощные опорные столпы тоже перевязаны арочными проемами, кое-где есть остатки фресок.
Наиболее примечательным, поистине выдающимся конструктивным элементом храма Панагиа ту Кастру показалось устройство внутри купола. Обрамления соседних оконных арок образуют своими боковыми парусами объемные элементы, смыкающиеся в ребра, затем соединяющиеся в одной точке. Не исключено, что чистовая отделка и художественная роспись сделали бы интерьер гораздо красочнее. Однако первозданная прелесть творения зодчества вида здесь наиболее явственно, доступная пониманию любителей архитектуры.
Боковые нефы и их экспонаты
Продолжая архитектурную тему, хочу особо отметить мастерство каменной кладки отдельных элементов здания. В частности, филигранно и четко выполнена объемная стенная ниша с оконным проемом посередине. Мастера искусно обтесали блоки, особенно это видно в части свода, выложенного полусферой. Не пришлось использовать избытка кладочного раствора, которым пользуются каменщики средней руки или подмастерья. Трехстворчатая икона на постаменте, скорее всего, здесь – постоянный экспонат.
Остальные, типично православные иконы, выставленные и вывешенные в боковых нефах, возможно, помещены как временная экспозиция. Для их размещения используются объемные конструкции неброской расцветки, чтобы дать возможность посетителям сосредоточиться на экспонатах. Религиозная живопись в Византии и зародилась, дав начало остальным, немногим различающимся национальным школам иконописи. Наряду со святыми образами Панагиа ту Кастру демонстрирует гербы магистров рыцарского ордена, спонсировавших храм.
Опорный столп между центральным и правым нефами намеренно показываем крупным планом, здесь сохранен один из сохранившихся фрагментов древней росписи. Историки и знатоки иконописи пытаются толковать персонажи сюжета, но, судя по увиденному, считаем это бессмысленным. Столь же лишено смысла сетование на горечь утраты, ведь исторические катаклизмы и не такие ценности уничтожали бесследно. Однако предоставляем желающим возможность попытаться домыслить изображение.
Южная храмовая стена привлекает посетителей наиболее сохранившимся в церкви Панагиа ту Кастру изображением святого образа. Предположительно, эта роспись неизвестного мастера, западноевропейского художника XIV века, на которой – Святая Люсия, или Луция Сиракузская. Известна как мученица за веру, реально жившая, судя по обнаруженному захоронению, в пятом – шестом веках. Признается покровительницей всех страдающих от неполноценности, в особенности слепых. Истинна ли эта версия, утверждать не беремся.
На высотной фотографии в начале статьи можно рассмотреть еще некоторые знаковые объекты Старого города Родоса. Желающие вольны пытаться распознавать их самостоятельно, оказывать помощь в этом мы не будем. Дело не в незнании или плохом настроении, просто они частично описываются другими обзорами. Поэтому покидаем церковь Панагиа ту Кастру, поведав и показав читателям все в этом храме, наиболее интересное с нашей точки зрения.