Если Запретный город в Пекине был императорской резиденцией, то Храм Неба — его личной молельней. Территория комплекса парка и зданий сравнима с крупнейшим дворцом мира и площадью Тяньаньмэнь, вместе взятыми. Ни с чем не сравнимы впечатления от посещения, террасы и здания, интерьеры и декор. Неповторимы здешние звуковые феномены, до конца не разгаданные.
Изначально культовый ансамбль был посвящен Небу и Земле совместно, так и именовался. Позднее появились алтари и храмы Солнца, Земли и Луны отдельно, разделились обрядовые церемонии, утвердились нынешние названия. Впрочем, предназначения главных святынь это не коснулось, здесь по-прежнему императоры молились об урожае. Взяв за основу разделительную стену комплекса Храм Неба, рассказываем о составляющих южной и северной частей территории. Это не описание маршрута и не путеводитель, но ориентир для самостоятельной поездки.
Ансамбль Храм Неба – эталон планировки церемониальной территории, сочетающий парковую зону с культовыми зданиями и сооружениями. Чисто религиозное предназначение предполагало особую торжественность внешнего оформления и интерьеров, превосходящее даже Запретный город. Огромная территория ограждена двойной крепостной стеной, на севере контур практически круглый, на юге прямоугольный. Сочетание круга, обозначавшего Небо, и квадрата, соответствующего Земле, символизировало представление об устройстве мироздания.
Большинство групповых и самостоятельных посещений ансамбля Храм Неба начинаются с южной части его территории. Однако далеко не всегда отсюда начиналось торжественное шествие церемониальной процессии, процедура зависела от времени года. Влияли и иные обстоятельства, особенно негативного свойства, требующие божественного вмешательства. Были другие святыни, которые входили в программу церемонии. При этом миновать Алтарь Неба, первое с юга крупнейшее сооружение, шествие не могло.
Южная часть, старт похода в Храм Неба
Билетные кассы и биржа гидов располагаются за ограждающей стеной, оплачивают посещение после выбора маршрута. Экскурсовода лучше нанимать понимающего русский язык и говорящего на нем, таких здесь достаточно. Сразу нужно внятно определить круг посещаемых объектов, чтобы избежать пропусков интересующих достопримечательностей. Запасайтесь питьевой водой, в солнечный день нужен зонтик или хотя бы кепка или панама. Про фотоаппарат напоминать излишне, редкий посетитель здесь не фотографирует.
Алтарь Неба
Входящим в ворота Поднимающихся облаков огромная площадь кажется пустынной, Алтарь Неба только в плане грандиозен. Вторые аналогичные ворота установлены во внутренней круглой стене, обозначающей священную часть территории. Окруженные мраморными парапетами террасы располагаются на трех ярусах, уменьшающегося к центру диаметра. В южной части по углам между стенами располагаются устройства для демонстрации и сжигания даров. Здесь же высокая сигнальная мачта для фонаря, извещающего о церемонии.
Алтарь Неба служил для проведения важной части церемонии, перед которой китайский император три дня постился. Очистившись, отсюда правитель общался с Богом Неба, докладывал о положении во вверенной державе. Делал он это, превознося успехи, но признавая и промахи, азиаты верили в божественное всеведение. Монолог император произносил с центральной круглой плиты в центре Алтаря Неба, без микрофонов и динамиков. Однако голос правителя феноменальным образом был слышен на всей площади.
Громкость словам императора обеспечивали конструктивные особенности площади Алтаря Неба и самой платформы. Внутренняя, круглая стена платформы и колонны на парапетах террас отражали звуковые волны и концентрировали эхо. Нынешние попытки туристов моделировать ситуацию не удаются, их многочисленность мешает физическому явлению. Интересны объекты по углам квадратного ограждения, постаменты для даров и печи для их сжигания. По центру видны двое одинаковых ворот с облаками и южный вход.
Летописные свидетельства говорят о полной заполняемости территории при проведении ритуальных мероприятий. Находясь наверху Алтаря Неба, посетители могут представить это людское море. Надолго запомнятся мраморные террасы, их резные ограждения и простор площади. Далее дороги императорской процессии и нынешних посетителей расходятся, туристы спешат ознакомиться со следующим объектом ансамбля Храм Неба. Там акустические феномены еще более впечатляющи.
Зал Небесного свода
Зал Небесного свода расположен на центральной оси комплекса Храм Неба, внутри круглой каменной ограждающей стены. Павильон с конической одноярусной синей крышей смещен к северной кромке окружности, словно ось эксцентрика. Вокруг ограждения вторым отражающим экраном звуковых эффектов проходит полукруг разделительной стены территории комплекса Храм Неба. Предназначение Зала Небесного свода, с точки зрения наших современников, было прозаическим, там хранились таблички с именами богов.
Живописность внешнего облика и интерьера хранилища затмевается звуковыми чудесами на его территории. Именно этим Зал Небесного свода привлекает посетителей, здесь эффекты можно испытать на себе. Явлений всего – три, начиная с передачи речи вдоль круглой стены на всем ее протяжении. Обозначенные точки на осевой линии каменных плит пола обозначают места звучания эха, одинарного, двойного или тройного, от одного хлопка в ладоши. Два параллельных вспомогательных здания выполняют музейные функции.
Как башня Зала Небесного свода с севера, так и эти здания с запада и востока выложены из камня, стоят на приподнятых основаниях. Только обращенные к центральной дорожке стены оформлены обычными для комплекса Храм Неба решетчатыми панелями. Крыши этих павильонов и входной группы устроены и оформлены одинаково, с фигурками на коньках и углах кровель. Передающую разговор стену зачем-то оградили от подхода вплотную, хотя это один из эффектов акустики. Мало кого такой заборчик удержит от эксперимента.
Последнее чудо, плита у входа с юга, камень диалога, позволяет вполголоса переговариваться с собеседниками в дальних углах прямоугольных павильонов. Именно внутри, за стенами и на приличном расстоянии, что даже эффектом отражения звука объяснить трудно. Интересны здесь деревянные фонари и медные курительницы, установленные у прохода. Далее целеустремленная часть путешественников приступает к походу на северную часть территории, куда ведет Священная дорога. Шагать придется под палящим солнцем около 400 метров.
Окруженная вековыми кипарисами 30-метровой ширины Священная дорога, или Мост Алых ступеней, ведет в северный сектор. В этой части Храм Неба наиболее насыщен значимыми объектами,обеспечивающими религиозную церемонию общения с богами. Мостом эту трассу называют из-за арок под дорожным полотном, уровень которого к северу повышается на 4 метра. Подъем организован символически, чтобы демонстрировать небесное превосходство и участникам церемонии, и божествам, ее адресатам.
Не каждый посетитель ансамбля Храм Неба выражает желание пройти пешком 400 метров,особенно в жару. Тем более в гору, ведь небольшой уклон еще хуже крутого подъема. Императорам Китая, людям зачастую пожилым, Священная дорога иногда была суровым испытанием. Один из властителей даже изменил закон, описывающий каноны церемонии, и построил специальные ворота для шестидесятилетних. Но долголетие в древние годы не было распространено, кроме строителя, льготным путем прошел только один.
Храм Неба, северный сектор
Площадь северного сектора территории комплекса Храм Неба значительно превышает южную часть, преимущественно это парковая зона. Возле западной стены находится огороженный отдельно Дворец Воздержания, с пребывания там императора начинается молитвенное действие. Есть ряд объектов в северо-восточном углу, они подсобного назначения, предназначены для материального обеспечения жертвенных обрядов. Здесь главным для всей церемонии является огороженный Алтарь урожая, а в нем – величественная башня Храма урожая.
Храм урожая
Символика ограждений северного алтаря повторяет южный, прямоугольник вмещает окружность, Небо властвует и управляет Землей. Высочайшее сооружение всего комплекса Храм Неба –башня Храма урожая с тремя уровнями крыши и золоченым императорским набалдашником. Она видна с любой точки территории и прежде других строений привлекает посетителей. Молитву о даровании благоприятной погоды и обильного урожая император произносил именно здесь. Роскошь внутреннего убранства дополняет внешнюю эффектность строения.
Снаружи строение выглядит массивным и тяжеловесным, этаким величественным монстром, монолитным и капитальным. Не сразу верится, что все наружные конструкции держатся только на деревянных столбах внутри сооружения. Однако конструкция именно такова, ярусы черепичной кровли и ограждающие панели опираются либо навешиваются на колонны. Лучше всего это иллюстрирует макет башни в музейном корпусе, одном из двух прямоугольных строений. Он понятен, как детское развлечение, именно малолетних здорово привлекает.
Однако и взрослым этот экспонат выставочной экспозиции целесообразно посмотреть до входа внутрь Храма урожая. Имея представление о том, как здесь все устроено, гораздо больше внимания можно уделить внутреннему убранству. Храмовый интерьер грандиозен, от неохватных колонн из древесины до потолочных росписей и атрибутики. Символика и здесь однотипная, круглый зал вмещает центральный молитвенный алтарь в виде квадратной платформы. Декоративное оформление музейный разрез не показывает, надо смотреть в натуре.
Зеленоватый мрамор плит полового покрытия – наиболее тусклый элемент декора, остальные краски предельно яркие. Колонны либо чисто красные, либо с золотым орнаментом затейливых узоров. Круговая обшивка и крайние столбы темнее, почти бардовые, подчеркивают золотистые плиты с рельефами. Эмблемы небес, синие шары из нефрита, и синие стекла фонарей перекликаются с фоном нижнего фриза потолочных росписей. Гораздо скромнее декорирована следующая достопримечательность ансамбля Храм Неба.
Дворец Воздержания
Религиозные традиции предписывали китайским императорам поститься перед обращением к небесным покровителям. Для этого построен Дворец Воздержания, несколько одноэтажных корпусов у западной стены, ограждающей Храм Неба. Территория огорожена собственными двумя стенами, перед каждой оборудован ныне безводный ров с перекидными мостиками. Парадный и спальный корпуса расположены параллельно, первый оборудован входной террасой с традиционной плитой рельефов.
Как уже сказано, внутренние помещения здесь наиболее скромные, вполне в духе отречения от повседневных удовольствий. Без трона не обходится и Дворец Воздержания, но он выполнен без обычной кричащей роскоши. Украшениями с натяжкой можно считать подставки для сигнальных колоколов, просто огромных по сравнению с европейскими. Помещение служило временной приемной императора, где он проводил не терпящие отсрочки встречи с приближенными. Основным местом императорского поста была спальня в отдельном корпусе.
Не было упомянуто еще одно сооружение, колокольная башня между двумя ограждающими стенами. Башня сама по себе не особо примечательна, внимания заслуживает довольно габаритный старинный колокол. Китайский способ колокольного звона отличался и от европейского раскачивания самого колокола до соударения с языком, и от русского раскачивания языка. Азиаты просто долбят по колоколу тяжелым предметом, звучание получается для нас непривычно резкое, отрывистое.
По форме юбки колокол не похож на все христианские, она ближе к цилиндру. Раструб едва заметен, звуковые волны в большей степени отражаются от площадки. Однако распространяются звуки колокола далеко, условные сигналы оповещали подданных и распорядителей церемонии о передвижении императора. Отсюда на нефритовых носилках, или паланкине, властителя перемещали в начальный пункт религиозной церемонии. Однако не все сооружения, имеющиеся в ансамбле Храм Неба, посещались китайским правителем.
Длинный коридор Храма Неба
Одним из второстепенных подсобных сооружений был в древности Длинный коридор Храма Неба. Ранее он был огражден стенами с оконными проемами, соединял восточные ворота Алтаря Неба с кухонным комплексом зданий. Предназначением сооружения было предохранение ритуальных блюд от внешнего воздействия – осадков и пыли, от любопытных глаз. Трапезы после религиозной церемонии были принятым явлением, но не сохранилось описания их проведения. Ныне Длинный коридор Храма Неба превратили в крытую галерею.
Основным элементом украшения были и остаются декоративные росписи конструктивных деталей сооружения. На всем почти 400-метровом протяжении все многочисленные балки, консоли и перемычки покрыты живописным орнаментом. Длина коридора приведена с учетом поперечных участков, по прямой кухни отдалены на 200 метров. Такие каноны существовали в императорскую эпоху, что обеспечило современный Храм Неба самым длинным парковым павильоном. Ныне это популярное место отдыха местного населения, заходят и туристы, как и на расположенную южнее лужайку с камнями.
Камни Семи Звезд
Загромоздить поляну в восточной части комплекса Храм Неба массивными валунами решили из соображений фэн шуй. Адепты этой философской практики предостерегали о катастрофических неприятностях для державы и правящей династии из-за дисбаланса. Существует несколько версий символики, заложенной в Камни Семи Звезд, которых на самом деле восемь. Основная – это обозначение народностей Китая, пополненных глыбой в честь манчжуров. Популярно и объяснение звездами Большой Медведицы, дополненных Полярной.
Над каменными глыбами поработали древние китайские каменотесы, изобразив или волны моря, или горные вершины. Для распространенных в этой стране садов камней это не характерно, ценится нетронутость природного материала. Однако здешняя лужайка на классику жанра не претендует, организовали Камни Семи Звезд явно из других соображений. Кроме высказанных, существуют и другие варианты, подробно рассмотренные в отдельной статье. Путешествие в пекинский Храм Неба близится к завершению, пора от поляны уходить.
Храм Неба со стороны, как заключение
Несколько фотографий из-за пределов ограждающих стен призваны показать Храм Неба как составляющую городского пейзажа. Не будем ориентировать читателей, описывая точки съемки, просто покажем, как он выглядит со стороны. Обращает на себя внимание тщательная ухоженность прилегающей территории, делающая честь пекинскому городскому хозяйству. Аналогичные передовым футбольным стадионам дождевальные установки обеспечивают полив травяных газонов вокруг достопримечательности.
Несколько километров протяженности каменных стен, ограждающих Храм Неба, сопровождаются газонами с деревьями, все выглядят идеально. Китайские садовники свое дело знают, выполняют с завидной добросовестностью, не будем кивать в собственный огород. Трудолюбие народов крупнейшей по численности мировой державы общеизвестно и признано, приезжающие в Китай убеждаются в нем лично. Вроде бы ничего выдающегося, кроме верха башни Храма урожая, в кадре нет, а смотрится красиво.
Эта высотная доминанта территории проглядывает повсюду, откуда бы не фотографировали Храм Неба. Видимо, так и было задумано заказчиком и осуществлено строителями величественного ансамбля молитвенного предназначения. Выставить на обозрение подданных императорский набалдашник означало твердую уверенность в незыблемости державы, опекаемой всевластными небесами. Сохранение давно утратившего смысл деления дорожек по статусу пользующихся – чисто историческая память, ходят где заблагорассудится.
Этими фото завершаем преставление одной из крупнейших по площади достопримечательностей китайской столицы, да и планеты. Подобный размах нечасто встретишь, но в Поднебесной эта – не единственная. Постараемся продолжить демонстрировать достойные внимания объекты, чтобы читатели могли заранее наметить объекты своего посещения. Что касается ансамбля святынь Храм Неба, то агитировать его посетить, думается, нет никакой нужды. Помните, что не все можно передать описаниями и фотографиями, это было подчеркнуто в обзоре.