Церковь Святого Герасимоса на Родосе — не самая известная и популярная на острове, но достойна посещения. Примечательна необычной раскраской главного здания, навесом перед западным входом, объемными крестами главного купола и колокольни. Титульный святой известен скитаниями по греческим островам, но сведений о пребывании на Родосе нет. Герасим прожил более 20 лет на острове Кефалония, в честь которого именуется Кефалонийским. Церковь Святого Герасимоса на Родосе рекламируется как место для бракосочетаний.
Найти храм несложно, он находится в поселке Пилонас рядом с дорогой на Линдос (не доезжая 4км) и Ларгос. От главного города острова по прямой – не более 50 километров на юго-запад. Туда заезжают обычно направляющиеся в акрополь Линдоса, либо на развалины замка Асклипио, не обжитого туристической индустрией. Ориентир — дорожный знак с именем святого по-английски и по-гречески (очень похоже на русское написание). От таблички церковь Святого Герасимоса видна уже невооруженным взглядом.
На Родосе практически каждый населенный пункт имеет собственный храм, объяснимо это особым положением религии в стране. Греция – единственная из христианских стран, где вера закреплена в Конституции. Православие провозглашено государственной религией, священники по сути являются чиновниками. Религиозные праздники одновременно и государственные, отмечают их торжественно и помпезно. По своему внешнему облику церковь Святого Герасимоса ни древней, ни даже старинной не кажется.
Церковь Святого Герасимоса, наружный облик
На автомобиле подъехать к храму можно почти вплотную, безбоязненно оставив машину на стоянке. Крестово-купольный храм заинтересовывает волнистыми контурами всех покровных поверхностей, сочетанием белоснежных элементов с непривычно пестрыми стенами. Приезжим необычными кажутся объемные кресты с перекладинами, ориентированными на все стороны света. Довольно современная церковь Святого Герасимоса оборудована этими древнейшими разновидностями христианской эмблемы по традиции.
Трехмерный крест, то есть центр и шесть направлений, находят в храмовой символике ряда местностей. Он вызывал и вызывает до сих пор разноречивые суждения и теории. Именно этой пространственной фигурой объясняют магию числа 7, трактуют образом расширяющегося мироздания или единого Бога. Но теология – не наша тема, как и теория Большого взрыва, не самые сильные стороны познаний. Подъехав к юго-восточному углу, продолжим осматривать церковь Святого Герасимоса.
Сказанное о значимости православной веры в Греции подтверждается украшением храмов государственными флагами. На равных правах на соседнем флагштоке развевается церковное знамя, желтый стяг с византийским орлом. Когда подошли ближе к южной стене, на навесе над входом увидели ту же знаменную пару. Южный фасад украшен плавно очерченным фронтоном с витражными арочными окнами, между ними белые пилястры. Световой барабан с подобными проемами, оформленными колоннами белого цвета, напоминает ротонду.
Верхние белоснежные элементы малы по размерам, белые колонны навеса гораздо больше и существеннее. Капители даже кажутся великоватыми, около опирающихся арок есть площадки. Везде одинаковые оконные проемы, без белых деталей обошлось только стенное окно из двух раздельных арок. Массивные внешние блоки кондиционеров намекают на искусственный микроклимат в церковном здании. Красиво смотрится дерево с толстым ветвящимся стволом, к которому прислонена каменная глыба, дальше – каменная чаша, ее еще увидим.
Колокольня и главный вход в церковь Святого Герасимоса
Церковная звонница обеспечена отдельной высокой башней, находящейся южнее основного здания. Колокольня превосходит по высоте саму церковь Святого Герасимоса, но не соперничает с ней раскраской. Четыре яруса четвериков увенчаны настоящей ротондой из восьми белых колонн и купола со своеобразным крестом. Нижний ярус – проходной насквозь, два следующих, с колоколами, ограждены белыми балюстрадами. Проемы четвертого закрыты непрозрачным материалом, на нем католический крест со всех сторон.
Древесные насаждения частично заслоняют церковь Святого Герасимоса, но их здесь явно не избыточное количество. Выбраны и выращены разные породы, чувствуется постоянный уход и забота. Разнообразит обстановку применение каменных подпорных стенок, так же обрамлена гигантская сосна. Хорошему восприятию культового здания благоприятствует его возвышенное расположение на местности. Несколько крупных каменных глыб, словно случайно оказавшихся на территории, вовсе не выглядят здесь лишними.
Обойдя с юга колокольню, выходим к главному храмовому входу. Отсюда четко виден второй ярус звонницы, за балюстрадой еще двойная арка с колонной посередине. Проход от колокольни до входных дверей укрыт волнистым навесом из арок на белых колоннах. Волны из арок украшены волнистой же черепицей, таковы и все прочие кровли, вплоть до купола. Основной цвет стен и черепицы практически идентичны, на стенах выделены участки более светлые и более темные. Выглядит оригинально, но для храма непривычно.
Важную роль в декоративном убранстве здания играет чисто белый цвет, основной только внутри перекрытия навеса. Колонны, убывающих размеров от нижних к верхним конструкциям, контрастно выделяются на пестром фоне стен. Живописность придают изогнутые элементы, переходящие из уровня в уровень разнообразными волнами. Своеобразно выглядит снаружи церковь Святого Герасимоса в Пилонасе, непременно следует ознакомиться с внутренним обликом достопримечательности.
Внутреннее убранство поселкового храма
Декорированием внутреннего пространства церковь Святого Герасимоса, учитывая ее сельское расположение, приятно поражает. Небольших размеров основной объем прекрасно расписан греческими мастерами, воспринявшими византийские традиции. Несколько ярусов крупных святых образов на стенах компенсируют некоторую скудность иконостаса. В греческих православных традициях алтарная преграда осталась в зачаточном состоянии, разительно отличаясь от русских аналогов.
Иконостас невысок и скромно украшен несколькими иконами, но украшен деревянной резьбой. В этой же манере выполнена епископская кафедра, частично заслоненная от осмотра церковной хоругвью. Собственно, деревянное здесь почти все – скамьи, стеллаж для свечей разных размеров, аналои и другая атрибутика. Металлическим сделано только укрытие для зажигания свечей, оборудованное отсосом дымовых газов. Так в Греции принято, не стоит в здешних церквях запах ладана российских храмов.
Чем поражает поселковая церковь Святого Герасимоса, так это роскошными потолочными и напольными светильниками. Люстры разнообразны по устройству, дополнительным изящным декоративным деталям. Великолепны и паникадила возле иконостаса, довершают картину цветные оконные витражи. Снаружи их разнообразная окраска в глаза не бросалась, изнутри видна отчетливо. Однако приходит время покидать осмотренную достопримечательность поселка Пилонас, одного из небольших пунктов Родоса.
Замеченная прежде при обходе территории каменная чаша оказывается не фонтаном, а скорее декоративной вазой. Выполнена она из какого-то достаточно податливого камня, вырезанные узоры подражают древним образцам. Грекам свойственно украшать храмовую территорию, словно собственный приусадебный участок. Это по большей части традиция, но и существующее конституционное положение религии вносит свою лепту. Узаконенная связь государства и граждан через веру оказывается прочнее российского насаждения искусственного патриотизма.
Заканчивая посещение поселкового храма, следует отметить, что церковь Святого Герасимоса оставила приятное впечатление. Такого уровня декорирования снаружи и внутри трудно было даже предполагать, впечатляет ухоженность помещений и территории. Удобное для подъезда расположение не требует длительных поисков, не огорчает и отсутствие экскурсионных групп. Простая и доступная, церковь Святого Герасимоса примет любого с радушием.
Веселенькая такая церковь снаружи, и внутри совершенно роскошно. Но вроде специально туда ехать незачем. Если жить где-то поблизости, то можно было бы заглянуть.