Южной резиденцией российских правителей Ливадийский дворец близ Ялты стал в 1861 году. Он был приобретен казной для Александра II, став личным имуществом императорской семьи. До того владельцем был граф Потоцкий, считающийся основателем имения в Ливадии. Его дом был переделан в Большой дворец, пристроен Малый и сохранившаяся домовая церковь (архитектор Монигетти). Большой дворец разобрали в 1910 для постройки нового Белого дворца для Николая II. Семья Романовых после отречения просила Керенского о проживании здесь, но получили отказ.
Мировую известность Ливадийский дворец обрел в 1945 году как место проведения Ялтинской конференции. Встреча руководителей стран антигитлеровской коалиции была судьбоносной для послевоенного мироустройства, определила дальнейший ход истории. Она была последним публичным мероприятием выдающегося американского президента Франклина Рузвельта, умершего через два месяца после завершения. Конференции посвящена значительная часть музейной экспозиции, организованной в залах и вокруг бывшей резиденции императоров.
Вполне обоснованно Ливадийский дворец считается венцом творчества его архитектора Николая Краснова. Прежде были описаны его работы – дача купца Стахеева, ялтинская Пушкинская беседка, мавританского стиля дворец Дюльбер. Для императорской резиденции зодчий избрал за основу нежный стиль итальянского Возрождения. Живописные архитектурные элементы, характерные для этого направления, украшают Ливадийский дворец во множестве. Добавляет прелести природное окружение, многообразная южная растительность парковой зоны.
Ливадийский дворец со всех сторон
Парадный северо-восточный фасад показан на заглавной фотографии, окружение лучше видно на высотном снимке. От санаторных построек свободна только территория к востоку, вплоть до самого морского берега. От него Ливадийский дворец отдален примерно на полкилометра лесного массива на пологом склоне. Планировка прилегающей территории достаточно вольная, без симметричных газонов регулярного стиля. Выхода к морю сверху не просматривается из-за растительности, его находят пешие путешественники.
К началу XX века изменились принципы архитектурного проектирования, в классике отрабатывали фасады перед созданием интерьеров, стали действовать наоборот. Сначала определялись объем и конфигурация комнат, затем их как бы облекали оболочкой. Поэтому у Краснова Ливадийский дворец получился таким нестандартным, с выступами ризалитов и корпусами разной высоты. Южный фасад выделяется ризалитом трехгранной конфигурации, продиктован он кабинетами императорской четы на обеих этажах.
От проектных решений к облику в натуре
Заглавное фото восточного фасада показало лишь само здание, более представителен опять же вид с высоты. Морской простор кажется вплотную подступающим, хотя Ливадийский дворец от него почти в 500 метрах. Высокие веерные пальмы напротив входа представляются миниатюрными по сравнению с кипарисами переднего плана. Через них просматриваются парковые дорожки ближайшей территории. Живописно выглядят цветущие каштаны, однако ничто не сравнится с прелестью водной глади, уходящей к горизонту.
Парадный фасад сформирован двумя ризалитами, образованными для размещения помещений приемной императора и будуара его супруги. Заключает его трехэтажная угловая башня, в ее ярусах размещены лестничные марши. Крыши всех корпусов ограждены балюстрадами, над ними возвышается колоннада западного фасада. Колонны в обрамлениях многочисленных балконов и лоджий дополнительно украшают Ливадийский дворец со всех сторон. Для создания более полного впечатления публикуется еще несколько изображений ансамбля.
Обзорная подборка фото
Только вторым ярусом представлен на фото северо-восточный угол, украшенный крытой террасой с аркадами и балюстрадой. Пустует пока металлический каркас парковой перголы, готовый для размещения вьющихся растений. Острижены уже вечнозеленые кустарники, ставшие похожими на копны свежескошенной травы. В подборке фотографий – еще несколько видов на Ливадийский дворец и прилегающие здания. Живописность бывшей императорской резиденции заключена и в творениях зодчих, и в природных составляющих.
Сравнительно небольшой по габаритам дворец Фредерикса, министра двора, отличается более темным камнем, большими балконами и лоджиями. Он и Ливадийский дворец совсем рядом, далее тянется Свитский корпус. Все здания объединяет единое дизайнерское оформление территории, от дорожек и клумб до формирующей стрижки растений. Определяет общее впечатление от всего ансамбля прежде всего, конечно, сам императорский дворец. Однако внимания заслуживает и прилегающая парковая зона.
Достопримечательности парковой территории
Размерами окружающего парка Ливадийский дворец превосходит все крымские виллы, дворцы и санатории. Площадь называется более 45 гектаров, оздоровительная Солнечная тропа тянется почти на 7 километров. При прогулках, имеющих терапевтический эффект, можно добраться до Ласточкина гнезда в Гаспре. Отмечается, что особой ухоженностью отличаются самые ближайшие окрестности резиденции, далее все проще, ближе к природе. Территория у дворцового комплекса еще не имеет значительного уклона к морю, хорошо обустроена.
Своеобразны садовые скамейки, используемые в усадьбе – санатории, их опоры собираются из трех каменных деталей. В их выемках размещаются элементы сиденья и спинки, опоры прочно вкапываются в землю. Ливадийские коты тоже не прочь погреться на солнышке, благо скамеек в парке изобилие. Украшениями парка являются произведения малых форм зодчества, беседки и фонтаны. Одна из наиболее живописных – Турецкая, называемая еще Серебряной за расцветку купола. Деревянные кружева резьбы карнизных балок перетекают в каменные орнаменты.
Резчики изрядно постарались над украшением каменных опор беседки, выполнив их как детали мавзолея. Внутри арок и на обеих сторонах – изящные орнаменты восточного стиля. Переходы сечения колонн с шестигранников на цилиндры и далее в причудливые капители причудливы и живописны. Однако посещающие Ливадийский дворец ходят к Турецкой беседке не только из-за ее красоты, главное здесь – окрестные виды. Морские просторы внизу, горные гряды в отдалении, селения и пляжи видны отсюда прекрасно.
На фоне водных просторов и ближней растительности особенно привлекательны здешние фонтаны, почему-то безводные. Гораздо приятнее и живописней место выглядело бы при наличии блеска водяных струй. Но обрамление из цветущих роз, петуний и бархатцев красочно и само по себе, дополняется шедеврами садовников. Податливые к формированию кроны вечнозеленые кустарники превращены в причудливые витые пирамиды, шары и другие фигуры. Морские дали при таком соседстве еще живописнее, как картина в багете.
Памятные статуи в дворцовом парке
Последний из царствующих обитателей, которому принадлежал Ливадийский дворец, увековечен в резиденции в 2015 году. Бюст Николая II выполнил краснодарский скульптор Александр Аполлонов, через два года погибший в автомобильной аварии. Неизвестно, как бы сложилась судьба императора и его семьи, если бы Временное правительство удовлетворило просьбу о проживании в Крыму, но не сложилось… Выглядит обелиск достойно, украшен цветущими растениями в горшках.
Главные действующие лица Ялтинской конференции, так называемая Большая Тройка, усажены возле одного из корпусов санатория. Зураб Церетели в этой работе не использовал характерный для него гротеск, исказивший многих. Черчилль, Рузвельт и Сталин изображены совершенно реалистично, иное для выдающихся личностей в историческом месте было бы неприемлемым. Именно это международное мероприятие сделало Ливадийский дворец известным всему миру, вместе с изображенными персонажами.
Главные решения конференции — образование Организации Объединенных Наций, раздел Германии, вступление СССР в войну с Японией. Они обернулись различными последствиями для многих стран и мира в целом. Исконно российский Сахалин японцы не оспаривают, а Курильские острова в покое не оставили. Разделенная на зоны оккупации, затем на два государства Германия вернулась в состав сильнейших государств, изжив нацизм. Большая роль принадлежит ООН, хотя и идущей на поводу американской политики.
Внутренние дворики – парки во дворце
В западной части Ливадийский дворец украшен Итальянским двориком, копирующим патио старинных палаццо XV — XVI веков. Строгий по планировке и живописно исполненный регулярный партер в центре украшен фонтаном, заменившим колодец Краснова. Грунт здесь только внутри цветников, секторами окруживших чашу фонтана. Промежутки между их бордюрами и мощеными мрамором дорожками засыпаны белокаменной крошкой. Зелень живых изгородей дополняется стрижеными кустами, хвойниками и высокими веерными пальмами.
Естественным предназначением открытого оазиса было смягчение официальной обстановки, возможность отвлечься на природные красоты. Итальянский дворик был доступен обитателям Белого дворца из любого корпуса, кроме восточного. Лучше всего он обозревается из парадной столовой через окна и застекленные двери. Живописно окружение периметра легкими аркадами крытых галерей и балюстрадами на крышах. Многие расценивают, что весь Ливадийский дворец формировался вокруг этого декоративного элемента.
Из Итальянского дворика – в Арабский
Арабский дворик гораздо компактнее Итальянского, скорее это световой колодец между стенами корпусов. Он образован задней стеной парадного корпуса и прилегающими составными частями сложного здания. Здесь Краснов применил свой опыт декорирования дворца Дюльбер в недалеком Кореизе, используются традиционные исламские орнаменты. Фонтан в стене под названием Мария остался от демонтированного старого дворца, как и часть прежней изразцовой плитки. Недостающую изготовили в Санкт-Петербурге, неотличимой от оригинальных изделий.
Узоры на стенах и откосах окон необыкновенно украшают и разнообразят Ливадийский дворец. Небольшой цветник, оборудованный посреди Арабского дворика, дополнен живописной по форме декоративной чашей с красивым растением. Неприхотливые, долго цветущие герани покрывают прямоугольник грунта, окантованный брусчаткой. Заметен здесь небольшой полукруглый балкончик второго этажа с живописной балюстрадой.
Помещения первого этажа резиденции Николая II
Официальная часть императорской резиденции Николая II располагалась на первом этаже, второй был отведен под личные комнаты. Внизу Ливадийский дворец разместил главу американской делегации, ограниченного в передвижениях президента Рузвельта. Различные по прежнему назначению помещения служили кабинетом, спальней и столовой. Парадные Вестибюль и Столовая предназначались для заседаний и протокольных мероприятий Ялтинской конференции, решающей мировые проблемы.
Парадный вестибюль, круглый стол и камин
Знаменитый круглый стол, неделю служивший ареной непростых переговоров, поддерживается в неизменном состоянии. Три кресла руководителей делегаций перемежаются простыми стульями помощников и переводчиков. Стена над столом занята фотографиями исторического события, прославившего Ливадийский дворец. Отделка вестибюля выполнена с обильным использованием лепных декоративных элементов на стенах и потолке. Выделяется здесь монументальный камин с шатром вытяжки газов, колонны и пилястры.
Стволы колонн из каррарского мрамора выполнены гладкими, тогда как пилястры украшены вертикальными желобками (каннелюрами). Те и другие венчаются пышными коринфскими капителями, гармонирующими с лепным фризом и декором потолка. Высокие арочные окна завешены тюлем, освещенность поддерживается компактными потолочными светильниками. Особо приметными элементами оформления здесь выглядят обрамления дверных проемов парадной столовой и особенно камин.
Это настоящее произведение камнерезного искусства, выполненное, как и колонны, из каррарского мрамора. Много каминов украшают Ливадийский дворец, этот – безусловно, один из лучших. Филигранная резьба на стойках и консолях продолжена изображениями на портале, особенно четкими и красочными. Оригинально выглядит ограждающая решетка из медных кованых звеньев с вставками. Витрины с историческими сувенирными статуэтками и искусно выполненным гербом дополнены книжными томами.
Столовая, самый большой зал дворца
Парадная столовая – самое просторное помещение по площади и высоте из всех, составляющих Ливадийский дворец. Оригинальным образом организовано его освещение, нет привычных люстр и канделябров. Николай Краснов настоял на рассеянном освещении, когда светильники укрыты за выступающими карнизами. Такой вариант делает более различимым богатый объемный декор помещения. Как и в вестибюле, здесь гладкие колонны и пилястры с каннелюрами, богатые лепные фризы, но главная деталь – великолепный потолок.
Простой на первый взгляд геометрический рисунок украшен многообразными объемными элементами, декорирован искусной лепниной. Камин в помещении примерно той же конструкции, как в вестибюле, рядом — большие ниши с портретами императора и императрицы. Белый зал, как еще называют парадную столовую, был местом проведения пленарных заседаний конференции. Именно здесь стоял круглый переговорный стол, сейчас размещенный в вестибюле. Несколько комнат во время конференции были предоставлены Франклину Рузвельту.
Ливадийский дворец как гостиница Рузвельта
Предоставив под размещение американской делегации непосредственно Ливадийский дворец, Сталин учитывал состояние здоровья президента США. Рузвельт болел полиомиелитом, с 40 лет передвигался в инвалидной коляске, но был мудрым, успешным политиком. За четыре срока он практически победил Великую депрессию американской экономики. Америка фактически в одиночку противостояла напавшей милитаристской Японии, одновременно помогая Британии и СССР победить Гитлера. Кабинет Рузвельта находился в императорской Ожидательной.
Тональностью отделки помещение значительно отличается от соседних, гораздо более светлых вестибюля и Белого зала. Для отделки использована древесина орехового дерева, под стать почти бардовая обивка. Камин отделан зеленоватым мрамором, несколько похожим на малахит. Красит бывшую приемную великолепная люстра венецианского стекла, сделанная на острове Мурано. На видном месте – восковые фигуры членов Большой Тройки. Фото Сталина и Рузвельта сделано здесь на приватных переговорах, когда американец согласовал социалистический блок.
Спальня знаменитого американского президента
Спальню Рузвельта оборудовали в приемном кабинете Николая II, отделку которого относят к стилю жакоб. Панели стен выполнены из красного дерева, украшены малозаметными накладками из металла. Выделяется мраморный камин с гермами, на головах фигур покоится верхняя доска с позолоченными часами. Украшает кабинет высокое зеркало в деревянной раме с фронтоном, вазы из мейсенского фарфора конца XIX века. В единой стилистике подобрана кабинетная меблировка, вплоть до очертаний отдельных деталей.
Бросается в глаза мастерство декорировавших Ливадийский дворец, речь о явной гармоничности различных составляющих. Очертания люстры словно отпечатались на потолке, они же проецируются на узор ковра. Но это все делалось для последнего российского императора. Мебели от ночевок Рузвельта здесь не оставлено, есть стенд о пребывании американской делегации. Оборудована экспозиция о карьере многократно избранного президента, после конференции прожившего только два месяца.
Биллиардная, она же – столовая Рузвельта
Как многие усадьбы знати, Ливадийский дворец был оборудован помещением для игры на биллиарде. От первоначального назначения в зале ничего не осталось, из-за особой роли в процессе переговоров. Здесь на заключительном завтраке были подписаны основные документы Ялтинской конференции, сохранен стол с папками документов, фотографии на стенах. Оформлена Биллиардная в строгом английском стиле тюдор, выглядит торжественно, но не помпезно. Стены во всю высоту обшиты панелями из древесины каштанового дерева.
Рельефный узор на потолке кажется выполненным резьбой по дереву, это просто прессованный картон. Структура волокон достоверно воспроизведена росписью масляными красками. Самой монументальной деталью выглядит мраморный камин, с островерхой топочной камерой. Побывав неделю столовой американского президента, императорская Биллиардная навсегда сохранила обстановку завершающего дня Ялтинской конференции. Утвердив тактику завершения военных действий в Европе и на Дальнем Востоке, принципы раздела Германии, лидеры это отметили.
Дворцовые коридоры
На стенах коридора первого этажа Ливадийский дворец разместил экспозицию о царской охоте российских правителей. Охотничьи сцены воспроизведены на фотографиях, рисунках и полотнах живописцев, но наибольший интерес представляют вещественные трофеи. Основные – рога копытных, которые тогда в изобилии водились в горных районах Крыма. Достоверно известно, что каждый приезд Николая II в резиденцию сопровождался выездом на охоту. Фотографии царских забав снабжены подробными пояснениями.
Начало XX века было временем начала широкого внедрения фотографии в повседневную жизнь. Каждый член семьи Николая II имел собственную фотокамеру, коридоры содержат в том числе их работы. На втором этаже размещены масштабные живописные портреты нескольких российских императоров, выполненные современными художниками. Очевиден парадный характер изображений, выполненных по более ранним произведениям и фотографиям. Для узкого коридора размеры кажутся великоватыми.
Обращает на себя внимание лаконичность и простота архитектурного исполнения коридоров, которыми оборудован Ливадийский дворец. Узкие полоски простейших орнаментов вдоль стен и по периметру потолка практически незаметны. Несколько более рельефны украшения внутри арочных проходов, и то за счет касательного направления освещения. Гораздо заметнее витражи дверных проемов, на фото один из образцов. Растительные композиции ненавязчивы, одним цветом выполнен фон и сами цветки, подсвеченные из помещений.
Ливадийский дворец, второй этаж
Классная комната великих княжон показана от входных дверей, в кадр не вошли школьная доска и акварельные работы девушек. Основы рисунка им преподавал сам архитектор Краснов, создавший Белый Ливадийский дворец. Застекленный шкаф выдает увлечение фарфоровыми статуэтками из народного быта, обстановку не назовешь роскошной. Деревянные панели выбраны в тон меблировке, цветочный рисунок обивки стен перекликается с узорами ковра. Заметна толстым стволом пышная пальма в горшке, определенно тесном для растения.
Над полуциркульным столиком – увеличенная фотография царского семейства, одна из лучших известных изображений. Довольно скромная обстановка была частью принятой в семье системы воспитания детей, не допускающей излишней роскоши. Император – отец и сам слыл человеком скромным и абсолютно лишенным чувства превосходства над окружающими. Отчасти этим современники объясняют его безвольное поведение в напряженный исторический момент, когда отречение от престола стало наихудшим выходом.
Рабочий кабинет императора Николая II
Обстановкой рабочего кабинета обновленный Ливадийский дворец при осмотре после окончания строительства понравился заказчику более всего. Вся тональность оформления гармонирует с внешним видом мраморного камина, перенесенного из старого здания. Крупные кессоны потолочного перекрытия, разделенные белыми перемычками, окрашены в тон стен. Чуть темнее ткань оконных драпировок, ковер на полу той же фоновой расцветки. Демонстрируется уважение к предкам, кабинет украшают портрет Петра Великого и непосредственных предшественников.
Возле входной двери размещен портрет отца последнего императора. Александра III, по другую сторону камина – дед, Александр II. Между ними вывешен персидский ковер ручной работы, подарок шаха на 300-летие династии Романовых. Редкое изделие было неизвестно кем вывезено после революции, всплыло в 1993 году на аукционе в Германии. Узнавший об этом Юлиан Семенов сообщил барону Эдуарду Фальц-Фейну, гражданину Лихтенштейна. Он застал визит Николая II в заповедник Аскания-Нова, основанный предком, дедом Фридрихом, выкупил раритет, от него Ливадийский дворец и получил подарок.
Император у своего стола
Не слишком похожий манекен Николая II в парадном мундире (хотя предпочитал полевую форму) встречает посетителей у рабочего стола. Стол без преувеличения уникален своей резьбой по дереву, начиная от опор с фигурами львов. Тумбы украшены рельефными сценами исторического содержания, выше маскароны, везде растительные орнаменты. Столь же примечательно рабочее императорское кресло с высокой спинкой, украшенное аналогичным образом. Позади, в нише ризалита, — красочные подсвечники с хрустальными подвесками.
Кроме исторических барельефов, в декоре кресла императора выделяются гермы по бокам спинки. Уникальность ручной работы проглядывает на многих предметах меблировки, стулья возле стола – не исключение. Одна пара украшена львиными мордами и какой-то физиономией, вторая – головами на спинке и лапами львов внизу ножек. Тиснением на коже выдавлен императорский вензель и витиеватый узор. Семейные фотографии, которыми по периметру увешен весь кабинет, выставлены и на стекле столешницы.
Супружеская опочивальня Романовых
Спальня царственных супругов – одно из самых светлых помещений из всех, которыми располагает Ливадийский дворец. Три больших окна дают достаточно солнечного света, плюс яркая люстра и отражение от светлых стен. Для мебели выбраны светлые сорта древесины, полоски на обивке зрительно увеличивают высоту. Как и во многих других залах, центром помещения выглядит декоративный камин, окруженный застекленными шкафами. Он облицован изразцовой плиткой зеленоватых тонов, огражден декоративной решеткой.
В Опочивальне также много семейных фотографий, их дополняют изображения религиозного содержания. Красочные вазы на почти пустых шкафах заметны по нанесенным пейзажам и элементам позолоты. Предметы меблировки в просторной комнате попросту малозаметны, хотя есть и туалетный столик с зеркалом, и уголок для бесед. Живописные комнатные пальмы спальню заметно оживляют, перекликаясь с зелеными обрамлением камина. Здесь все сделано для создания спокойной обстановки умиротворения перед ночным отдыхом.
Будуар императрицы, он же – музыкальный салон
Рядом с опочивальней расположен будуар императрицы, где она принимала близких подруг и общалась с дочерями. Здесь же проходили разные семейные мероприятия, в том числе музыкальные. Александра Федоровна была хорошей пианисткой, обучала дочек и играла для всего семейства. Дополнительно в будуаре находился патефон и коллекция грампластинок, эта техника уже не была диковинной. Оформление будуара серьезно отличается от других комнат, Ливадийский дворец здесь предстает театральным фойе.
Такое впечатление образуется из-за использованных портиков разнообразной конфигурации, под которые подведены тонкие колонны. Необычная форма придана оконному проему, состоящему из трех частей, центральная арка – почти до потолка. Как и везде, много фотографий, дополняют их несколько пейзажей и два цветочных натюрморта. Удобные кушетки не совсем обычного устройства позволяют располагаться максимально удобно. По сравнению с более официально оформленным кабинетом, будуар – средоточие уюта и гостеприимства.
Гигиеническая комната
Гигиеническая комната — не парадное помещение, показана ради демонстрации, что Ливадийский дворец был оборудован по-современному. Электричество и водопровод уже не были редкостями, как и санитарно-техническое оборудование. Отличается здешняя ванная только обширными размерами, что позволяет разместить нехитрую мебель. Шкафы и несколько столиков содержат необходимое для гигиенических процедур. Оригинально большое зеркало в трубчатой раме, выше среднего человеческого роста.
Есть здесь и вполне современный рукомойник с кранами горячей и холодной воды, и душ на длинной стойке в самой ванне. Ванна, видимо, отлита из чугуна, с опорными стойками в форме звериных лап и поясом нехитрых узоров. Необычно выглядит рамка для душевой шторки, с круглой направляющей небольшого диаметра. Плитка облицовки пола и части стен простейшая, без украшений и узоров. Однако горизонтальный пояс орнамента повторяет такой же на ванне, выявляя внимание к облику ванной комнаты.
Малая семейная столовая императорской резиденции
Императорское семейство предпочитало прием пищи и общение в Малой столовой, среди покоев второго этажа. Помещение средних размеров только под семейные трапезы и годилось, отделано и оформлено сообразно вкусам Романовых. Зеленоватая с золотистым узором обивка стен проглядывает в отверстиях стеновых панелей из тисового дерева. Под этот фон подобран ковер, панели дополнены мебельными изделиями. Центром опять-таки выступает камин, здесь он отделан изразцами ярких теплых тонов.
Работоспособен ли очаг, непонятно, очевидно только, что в ближайшее время его не разжигали. Прямоугольники просветов в стеновых панелях использованы для размещения семейных фото, выше выставлены сувениры, развешены картины в рамках. Напротив камина виден посудный сервиз с фарфоровыми изделиями. Целым сервизом уставлен обеденный стол, полностью сервированный на несколько персон, накрытый музейным кожухом. В сторонке – столик с самоваром, демонстрирующий готовность к традиционной церемонии.
Снова – дворики, Ливадийский дворец и крымский пейзаж
Объединив в подборку несколько фотографий, предлагаем рассматривать слайдер как приглашение посетить Ливадийский дворец, крымскую жемчужину. Здесь снимок с верхнего яруса уже показанного Итальянского дворика посреди здания, Монастырский дворик со старинным храмом и новой звонницей. Верхняя смотровая площадка позволяет видеть вокруг неоглядные морские просторы и южное побережье Крымского полуострова. Привлекательность изображений никоим образом не заменит личного восприятия.
Монастырский дворик многим нравится более других за счет соседства с сохранившейся Крестовоздвиженской церковью. Вид на юго-восточный угол сверху – один из самых живописных, с крытой галереей и садиком тропических растений. Бескрайний пейзаж заключительной фотографии обзора – вообще готовая пригласительная открытка в этот благословенный уголок, с 2014 года снова российский. Уже не осталось потомков древних тавров и скифов, только Украина доказывает нелегитимность референдума, хотя получала полуостров совсем незаконно.
Но наша тематика – вне политики, Ливадийский дворец рассматривается и представляется как архитектурная и историческая достопримечательность. Здесь отдыхала семья последнего российского императора, проводилась встреча лидеров побеждавших Германию государств. Этого вполне достаточно, чтобы остаться навсегда общечеловеческим достоянием. Кроме того, Ливадийский дворец – центр санаторного комплекса, предлагающего прекрасный отдых с лечением. Познавательно и полезно можно провести время отдыха от забот повседневности.